На этой неделе исполнилось три месяца как в кресло премьер-министра вернулся Карим Масимов. Эксперты отмечают, что его второе пришествие уже отличается от известного всем масимовского стиля первого премьерского срока. Кабинет стал максимально закрытым как от граждан, так и журналистов. Однако иногда и из закрытых правительственных стен просачивается информация, и по некоторым данным в скором времени в кабмине грядут заметные перемены и возможны громкие отставки и назначения.
Оценивать работу Карима Масимова, после его триумфального возвращение в кресло премьера теперь значительно сложнее, ведь одним из его первых решений стало закрытие кабинета министров для прессы. Через 20 дней после того, как Масимов возглавил правительство, было принято решение проводить все заседания в закрытом для прессы режиме, мотивировав это тем, что «у нас сейчас стоят очень огромные задачи, которые нужно решить в очень короткие сроки».
То, что кабинет Масимова будет решать «огромные задачи» ни для кого не было секретом. После явных провал прежнего правительства во главе с Сериком Ахметовым не было сомнений, что хоть у нового старого премьера и есть кредит доверия, но он не безграничный. В условиях повышения социальной протестности населения, только что пережившего девальвацию и поставленного перед фактом роста цен купировать очаги недовольства – это была одна из основных задач, которая стояла и стоит перед кабинетом.
И правительство Масимова, которое за исключение самого премьера и нескольких министров осталось в прежнем составе решило не откладывать «огромные задачи» в долгий ящик.
Уже через неделю после объявления нового старого состава кабмина 10 апреля министерство экономики и бюджетного планирования представило в мажилисе парламента законопроект по вопросам совершенствования бюджетного законодательства.
Как заявил глава МЭБП Ерболат Досаев, пакет поправок направлен на повышение самостоятельности госорганов при исполнении бюджета и гибкости его исполнения. А также на повышение самостоятельности администраторов и местных исполнительных органов при реализации целевых трансфертов на развитие, упрощение процедур выделения и реализации целевых трансфертов регионам, совершенствование бюджетной отчетности и процедур исполнения бюджета.
Спустя 4 дня 14 апреля Масимов провел заседание правительства, где был одобрен проект дорожной карты первоочередных мер социально-экономической политики на 2014 год.
О том, чем правительство будет заниматься, чтобы выполнить дорожную карту на 2014 год стало понятно только из слов самого премьера, который рассказал, что главная задача обеспечение макроэкономической стабильности. Также поставлены задачи стимулирования экономического роста и поддержки реального сектора экономики, развитие малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса, диверсификации транспортной и логистической инфраструктуры, развития финансовой системы и оздоровление банковского сектора, второй этап приватизации и программы «Народное IPO».
Среди первых шагов также одобрение и принятие госпрограммы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы. Широкого обсуждения программы и публикации ее тезисов в СМИ не было, и кабмин принял ГПФИИР-2 тихо, кулуарно, без лишних эмоций. Это было задолго до того, как президент, давая оценку еще первой пятилетке, признал, что она не оказала существенного влияния на экономику страны. Поэтому, чтобы вторая не повторила ее судьбу, кабинету Масимова придется все-таки разъяснять прессе и гражданам, какие конкретные шаги правительство намерено предпринимать для ускорения темпов индустриально-инновационного развития. Пока никаких значимых заявлений по этому поводу от ключевых министров сделано не было.
Первым международным выходом в свет «нового старого премьера» после назначения можно назвать его участие во встречи глав правительств Таможенного союза в Москве, где Масимов согласовывал позицию Казахстана по вступлению в Евразийский экономический союз. Во многом благодаря этому РК смогла «вычистить» документ об ЕАЭС и убрать из него всю политическую основу.
Следующим его появлением перед публикой стало заседание правительства по итогам реализации поручений президента, озвученных на сессии ассамблеи народа Казахстан, которое прошло 22 апреля 2014 года.
После этого заседания стали немного прочерчиваться контуры работы нового кабмина в области миграции. К 2050 году при текущей тенденции, население северных регионов сократится на 900 тыс. человек, а южных – возрастет на 5,2 млн. человек, рассказали министры. В настоящий момент одобрен пакет мер, направленных на размещение оралманов в менее густонаселенных регионах страны в обмен на предоставление минимального пакета социальных благ. Насколько эффективным окажется это решение также под большим вопросом.
Ровно через неделю 29 апреля во время очередного заседания на повестке дня оказалась грядущая вторая волна приватизации. Тогда еще мало кто понимал, во что это выльется и что под угрозой окажутся даже такие объекты как Дворец Республики и «Казахфильм».
Количество объектов республиканской собственности сократится на 28% и составит 277 организаций, пообещали министры.
Следующим важным шагом со стороны правительства стало утверждение 13 мая 2014 года концепции развития туристской отрасли. Согласно ней необходимо вкладывать средства в развитие пяти туристских кластеров - Астана, Алматы, Восточный, Южный и Западный Казахстан.
Астана и Алматы определены как центры делового туризма, Алматы - центр международного горного туризма. Восточный Казахстан - экологического, Южный Казахстан - культурного, Западный Казахстан культурно- пляжного туризма.
17 мая правительство принимает программу развития пищевой промышленности до 2020 года. Прогнозируется, что в результате ее реализации к 2019 году ожидается увеличение инвестиций в основной капитал пищевой и перерабатывающей отрасли в три раза - до 97 млрд тенге против нынешних 33 млрд. Импорт продукции пищевой промышленности снизится в три раза.
22 мая на астанинском экономическом форуме Масимов очертил следующую задачу - привлечение иностранных инвестиций. В настоящий момент, как известно, принята комплексная программа, одобренная, в том числе, и президентом в этом направлении.
«Мы должны воспользоваться выгодой своего месторасположения. Мы должны капитализировать на своем геополитическом расположении и стараться привлекать инвестиции со всего мира в Казахстан для того, чтобы быть более стабильными», - поделился тогда с делегатами форума планами Масимов.
27 мая правительство одобрило законопроект по совершенствованию инвестиционного климата.
Пожалуй, самым любопытным появлением на публике Масимова за эти неполные 100 дней стало его участие в инаугурации президента Украины Петра Порошенко. До последнего сохранялась интрига, поедет ли Нурсултан Назарбаев на мероприятие или делегирует эту миссию кому-то из своего окружения. Масимов в Киеве пытался выглядеть политиком, совершенно независимым от мнения и позиции Москвы, демонстрируя, что Астана не намерена портить отношения с Киевом.
Правительство Масимова за эти три месяца помимо потугов в сфере второй волны приватизации, бесспорно, запомнилось и законом, рожденным в недрах министерства финансов РК ««Об амнистии граждан РК, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК, в связи с легализацией ими имущества». Сам закон напрямую связывают с масштабной приватизацией. Срок легализации установлен с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года. Легализации подлежат деньги, ценные бумаги, доли участия в уставном капитале, недвижимое имущество, оформленное на другое лицо, недвижимое имущество, расположенное за пределами Казахстана, здания, соответствующие строительным нормам и целевому назначению земельных участков.
25 июня Масимов выступил на I съезде Национальной палаты предпринимателей, где поручил минрегионразвития в месячный срок внести на рассмотрение правительства проект типового регламента взаимодействия госорганов с системой НПП.
Анализ первых трех месяцев работы кабинета Масимова показывает, что он попытался вернуть правительство в привычный для него быстрый режим. Однако пока министры скорее решают корпоративные задачи самого госаппарата, а не граждан, что и вызывает недовольство казахстанцев, которые особых улучшений от смены Ахметова на Масимова так и не почувствовали. Да и, несмотря на некоторую динамичность нового кабинета Масимова, по сравнению с ахметовским, очевидно, что нужна интенсификация работы. Видимо, это понимают и наверху. Несколько источников kursiv.kz, чьим сведениям у редакции нет никаких оснований не доверять рассказали, что возможно в самое ближайшее время, вполне вероятно, что уже в июле месяце в кабмине грядут серьезные перемены. Новые отставки и назначения, причем достаточно заметных и ключевых персон. Поступает информация о возможном слиянии и поглощении некоторых министерств и образовании новых.
Депутат, член партии КНПК Айкын Конуров считает, что побывав в кресле руководителя АП, новый-старый премьер, однозначно, набрался опыта.
«Понравился спич в парламенте про дыру в заборе, из которой из страны уходят деньги. Это важный месседж - надо просто исключить условия для утечки средств из бюджета, а не только охранять и наказывать, мне это импонирует. Причем подача была без "надрыва" и бравады. Зачистка неэффективных или вороватых госуправленцев, как видим, уже началась буднично, но системно. Для реализации новой ГП ФИИР, концепций и программ социально-экономического развития до 2020 года необходим эффективный госаппарат и в этой связи ожидаю серьезной его перестройки. Складывается чувство, что в недрах кабмина "заводится пружина" и хотелось бы эффективной работы этого сложного механизма. Ведь стратегия развития до 2050 года ковалась" в недрах АП при Масимове и кому, как ни ему знать, как правильно и эффективно ее реализовывать. Груз ответственности налицо. Например, при реализации таких амбициозных индустриальных планов не иметь министерства энергетики - нонсенс. Низкая эффективность министерств соцблока тоже требует пересмотра, как их качества, так и количества. Особо, думаю, займутся квазигоссектором, который, как пылесос "высасывает" деньги из бюджета. Еще ожидаю смену 2-3 акимов областей со всей их "свитой", - сказал Конуров.
Независимый политолог Максим Казначеев говорит, что если оценивать динамику работы Масимова, то особого импульса не стоило ждать изначально, так как команда старая и стиль работы примерно такой же, какой был наработан еще в конце 2011-начале 2012 года, когда почти эта же команда и представляла правительство. Казначеев не исключает возможности внутриправительственной ротации, но видит ее лишь как пересадку уже известных чиновников с места на место, так как при Масимове система лишь воспроизводит саму себя. Новых людей и эффективных управленцев в обойме у власти нет. Они отсеиваются в нынешних условиях попадания в чиновничью элиту, а старые политики продолжают оставаться местоблюстителями, главной заботой которых является сохранение общей инерции в работе. Поэтому приход Масимова имеет имиджевую составляющую, всем негативом нагрузили образ Ахметова и чтобы улучшить отношение населения к правительству, была необходимая новая фигура.
«С целью оптимизации расходов возможно сокращение некоторых министерств, а если и появятся новые, то они будут квазиминистерствами в нагрузку к уже действующим. Так может случиться с ожидаемым министерством энергетики, которое будет филиалом министерства нефти и газа. Хотя и в его работе МНГ индикатором является Кашаган, где полный провал. Сегодня можно констатировать очевидную PR-направленность многих правительственных программ. Об этом открыто сказал и президент на примере ПФИИР. Хотя, несмотря на констатацию очевидных фактов, из базовых выступлений Назарбаева видно, что пока нет понимания того, что прежний курс всех кабминов фактически провалился», - сказал Казначеев.
Политолог Замир Каражанов согласен с тем, что динамики в работе правительства почти нет. Это ощущение усиливается из-за того, что оно закрылось от прессы, Масимов как раньше не ведет активную жизнь в социальных сетях, молчит его блог.
«Впереди серьезные вопросы, обсуждение которых анонисировал кабмин – ЖКХ, пенсионная система, уже приняты ряд поправок к законам, ограничивающим права автомобилистов. Стоит ждать, в том числе, и непопулярных решений и от того, как Масимов сможет держать удар будет многое зависеть. В плане перестановок, они возможны, но не слишком радикальные, образования каких-то новых ведомств не жду, не вижу для этого предпосылок. Правда наша политическая система всегда непредсказуема, поэтому возможны и крутые виражи», - заключил Каражанов.
Источник: Курсивъ.kz