На днях стало известно о том, что Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), стал акционером двух достаточно крупных казахстанских банков – "Цеснабанка" и "Эксимбанка Казахстана". А еще чуть раньше были обнародованы очередные итоги работы главного хранителя пенсионных накоплений граждан нашей страны, и продекларированы некоторые планы на ближайшую перспективу. Если вкратце, то по состоянию на сентябрь этого года количество индивидуальных пенсионных счетов составило более десяти миллионов единиц, а общая сумма пенсионных накоплений – насчитывает 4319,77 миллиарда тенге. Чистый инвестиционный доход с начала года превысил 188,14 миллиардов тенге (увеличившись более чем на 15, миллиардов единиц национальной валюты). Выросла и сумма пенсионных выплат, составившая на сегодняшний день 52,18 миллиардов тенге.
Что же до технических подробностей деятельности фонда, то согласно озвученным данным, в его нынешнюю структуру входят 18 филиалов – по одному в каждом областном центре, городах республиканского значения (Алматы и Астане), а также, в крупных городах областного подчинения (Жезказгане и Семее). А в свою очередь, филиалы ведают 239 офисами обслуживания, что далеко не предел, так как у руководства ЕНПФ есть планы по дальнейшему расширению филиальной сети до конца года.
Произошли и некоторые изменения в руководстве. Начиная с сентября этого года, председателем совета директоров ЕНПФ стала заместитель председателя Национального банка РК Дина Галиева. Также в постоянной работе совета принимает еще несколько представителей главного банка страны и Минфина, (что вполне понятно, ведь 100% акций "Единого накопительного пенсионного фонда" принадлежит государству в лице Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК), а также несколько независимых директоров, представляющих такие крупные крупных финансовые организации как АО "Тройка-Диалог Казахстан", Стамбульскую фондовую биржу и ряд казахстанских банков второго уровня.
Что же до непосредственных механизмов, то, как и ранее, доверительное управление пенсионными активами осуществляет Национальный банк Республики Казахстан. Инвестиционное управление пенсионными активами реализуется в соответствии с инвестиционной декларацией. Кроме того, инвестиционные решения принимаются в соответствии с предложениями Совета по управлению пенсионными активами ЕНПФ (консультативно-совещательного органа), в том числе по перечню разрешенных инструментов для размещения пенсионных активов ЕНПФ.
Вот примерно таким образом выглядит ситуация на сегодняшний день. Уже можно с уверенностью сказать, что процесс модернизации системы пенсионных накоплений в стране вполне состоялся, и в этой связи, пожалуй, будет нелишним обернуться немного назад, и взглянуть на то, каким образом проходило создание Единого накопительного пенсионного фонда, какие причины стали побудительным мотивам для этого шага и самое главное – что это в итоге дало гражданам нашей республики.
Итак, отсчет совершенствования пенсионной системы ведет свой старт с января 2013 года, когда президентом Нурсултаном Назарбаевым было дано поручение Правительству и Национальному банку разработать предложения по созданию Единого накопительного пенсионного фонда, передав ему счета всех частных накопительных пенсионных фондов. В своем выступлении глава государства отметил, что такая консолидация позволит более эффективно и безопасно распределить накопления граждан.
Чуть позже, в феврале этого же года, с конкретными предложениями выступил занимавший в то время пост заместителя премьер-министра Кайрат Келимбетов. Согласно представленному на рассмотрение правительству и парламенту плану стратегии, предполагалось создать ЕНПФ на базе ГНПФ, проведя консолидацию до 1 июля 2013 года. А Национальному банку РК предлагалось роль доверительного управляющего этими средствами.
Вполне понятно, что подобное предложение было мгновенно встречено в штыки теми, кто до этого времени самостоятельно распоряжался доверенными им вкладами и накоплениями. С резким обращением на имя Президента страны, в те дни выступили объединяющая мелкие НПФ "Ассоциация пенсионных фондов", и примкнувшие к ней несколько общественных объединений самого разного толка.
Авторы этого документа, в выражениях не стеснялись. В частности, было заявлено том, что, по их мнению, "такая реформа подорвет доверие граждан к власти и явно не будет способствовать повышению эффективности пенсионной системы". Были и придирки по процедуре – "Почему важнейший вопрос, касающийся каждого жителя нашей страны, не прошел обсуждения в соответствующих комитетах мажилиса и сената парламента?", – задавались казалось бы правильным вопросом составители петиции, и сходу лукавили, прекрасно зная о том, что соответствующие законопроекты будут вынесены на парламентское обсуждение буквально через пару недель. Затем, шли просто огульные выпады в адрес официальных структур: "Мы знаем, что государство не самый лучший управляющий...", и некие туманные намеки на плачевные перспективы "все это приведет к неконтролируемым и неблагоприятным последствиям, которые заденут каждого казахстанца и вызовут рост социальной напряженности".
В общем, с полным набором выпадом и даже скрытых угроз в "открытом письме" все было в порядке. Единственное чего не было в этом "обращении", так это веских аргументов по каким причинам не стоило бы проводить модернизацию и оставить все в том положении что было до сих пор. И фактически единственным аргументом в пользу негосударственных НПФ, стали обобщенные данные о том, что: "Средняя доходность казахстанских НПФ с 1998 года превысила 348%. Эта цифра показывают, что пенсионные фонды справились со своей задачей".
Что такое обобщенные и усредненные данные, наверное, детально рассказывать не стоит. Поучительный анекдот про съеденную курицу и последующее статистическое усреднение непосредственных участников пиршества и тех, кому ничего не досталось, похоже, не потеряет своей актуальности еще долго. Поэтому, столь нарочитый оптимизм руководства частных НПФ вряд ли разделяли те клиенты, которые не только не видели обещанных дивидендов, но и обнаруживали, что их пенсионные накопления мистическим образом лишь сокращаются, кто устал выслушивать бесконечные жалобы на невозможность грамотного инвестировании и кому элементарно надоело каждый квартал гадать – выживет тот или иной пенсионный фонд, или попросту разорится.
Да и общая ситуация в этом сегменте финансового сектора так же не вызывала оптимизма.
– Основной смысл пенсионной реформы был потерян, – рассказал в одном из своих интервью того периода председатель Союза участников пенсионной системы и член Совета директоров АО "КСЖ "Государственная аннуитетная компания" Нуржан Алимухамбетов. – НПФ работали в основном с государственными ценными бумагами, где доходность составляла 3-5%. Причем большинство фондов не занималось трейдингом. Многие из них не торговали ценными бумагами, они их покупали и складывали. Я не считаю, что это нормальное управление активами. Соответственно, попытки повысить доход ни к чему не приводили. НПФ плохо занимались управлением активами, а больше увлекались переманиванием вкладчиков из фонда в фонд. Есть так называемые агентские комиссионные, которые фонд платит своему агенту за то, что он переманит вкладчика из фонда-конкурента. Люди прекрасно знали, что все фонды работают ниже уровня инфляции, что есть гарантия государства, не важно, в каком ты фонде находишься. Они просто кочевали туда-сюда, забирая эти агентские комиссионные. Никто не рассказывал человеку, как ему построить пенсионный цикл, какой портфель нужно формировать в юности, в среднем возрасте и так далее, просто ходили, порочили друг друга, переманивали вознаграждение. Работа с населением – это блеф, она свернулась, хотя многие НПФ утверждали, что она была поставлена на серьезном уровне. Работали только с руководителями крупных предприятий, договаривались с ними, коллектив переводили в другой фонд автоматически. Поэтому для того, чтобы решить задачу повышения коэффициента замещения и доходности, государству необходимо было предпринимать срочные меры. Отсутствие увеличения доходности – это лишь одна причина, по которой должен быть создан ЕНПФ. В целом их несколько: маленький фондовый рынок, мало инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства, невысокая активность в управлении, чрезмерно консервативные пруденциальные нормативы, кроме того, управленцы "грешили" назовем это мягко – непрозрачными сделками. Сделками, заключенными в личных интересах, может быть, в интересах акционеров, но точно в ущерб вкладчикам...
Аналогичного мнения придерживался и вице-министр финансов республики Руслан Даленов, который в своем разъяснительном письме особо акцентировал внимание на то, что создание единого НПФ не окажет отрицательного влияния на рынок ценных бумаг Казахстана, как это пугали противники модернизации и намекнул на скажем так – личные интересы оппонентов:
– Очевидно, что количество участников на вторичном рынке сократится – как раз на количество фондов, которые объединяются в Единый национальный пенсионный фонд. В то же время, за счет укрупнения фонда появится один более крупный игрок, игрок с предсказуемой политикой...
И вот, 16 мая 2013 года Сенат Парламента РК одобрил в первом чтении законопроекты "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения", которые предусматривают развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы. То есть, здесь особо подчеркивалось, что создание ЕНПФ не является каким-то системным реформированием системы пенсионного обеспечения, а скорей, носит характер институциональных преобразований. Основные принципы пенсионного обеспечения в Казахстане будут сохранены. То есть, сохраняется вся многоуровневая система: солидарный компонент, обязательная накопительная часть и добровольные накопления. Будут сохранены и основные параметры накопительной пенсионной системы, то есть, персонификация счетов, собственность накоплений и их наследование, а также государственная гарантия сохранности пенсионных взносов.
В законопроекте особо указывалось и на то, что при создании Единого накопительного пенсионного фонда все накопления граждан будут сохранены на индивидуальных счетах и в полном объеме. Мало того, каждый индивидуальный счет будет переведен в ЕНПФ лишь после тщательной сверки с НПФ и ГЦВП. А система государственных гарантий по сохранности пенсионных накоплений будет распространяться и на накопления в ЕНПФ, то есть, будет выплачиваться компенсация, если пенсионные накопления на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты будут меньше, чем размер фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.
Как видим, вопреки прогнозам оппонентов ничего страшного не произошло. Мало того, в происходивших изменениях многие эксперты сразу же выделили целый ряд позитивных нюансов:
– Основным положительным моментом от объединения пенсионных фондов является синергетический эффект, – подчеркнул аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Талгат Балкияев. – Это когда суммирующий эффект от объединения больше, чем просто сумма эффектов каждого в отдельности. Например, очень часто прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения. А объединение пенсионных фондов позволит снизить риски полной потери пенсионных накоплений части вкладчиков в случае банкротства отдельного частного пенсионного фонда при выходе на мировые фондовые рынки...
Затем началась конкретная работа по созданию самого Фонда, оформленное постановлением правительства от 31 июля 2013 года. Согласно его тексту, в Казахстане был создан Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) на базе государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ).
Что же касается деталей, то одним переименованием АО "ГНПФ" в некоммерческое акционерное общество "Единый накопительный пенсионный фонд", дело, конечно же, не ограничилось. Первоначально предполагалось, что ЕНПФ консолидирует акции системообразующих НПФ – ГНПФ, "Улар-Умит" (принадлежал контролируемому государством через АО "Самрук-Казына" "БТА Банку"), "Грантум" (он принадлежал "Казкоммерцбанку") и НПФ Народного банка. Рассматривались различные сценарии, включая обмен акциями с банками, однако, в итоге был выбран наиболее простой путь. По новому закону пенсионные счета и накопления были переданы в ЕНПФ (на тот момент количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) составляло 9,6 миллиона, а общая сумма пенсионных накоплений – более 3,9 триллионов тенге).
Кстати, динамику работы ЕНПФ можно легко проследить по его обязательным отчетам. Изначальные цифры мы уже помним. И вот, по состоянию на конец июля 2014 года, ЕНПФ сообщил об итогах своей деятельности за первое полугодие. Согласно опубликованным данным, количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков ЕНПФ по всем видам договоров составило 9 947 243 единиц, сумма пенсионных накоплений достигла 4,18 триллиона тенге. Чистый инвестиционный доход с начала года дорос до цифры 147,4 миллиарда тенге. А сумма пенсионных выплат – 38,8 миллиарда тенге. Теперь, можно еще раз взглянуть в начало этой статьи, сопоставить последние и воочию убедиться в том солидном росте, который происходит в фонде как в отношении непосредственно количества клиентов, так, и в отношении выплачиваемых пенсий и полученного инвестиционного дохода. Сопоставимы ли эти показатели с теми, что мог предоставить любой из ранее действовавших на территории страны НПФ даже в самые лучшие для себя времена? Вопрос, думаю, скорей будет из категории риторических.
Кроме того, с момента передачи пенсионных активов под управление Национального Банка и по настоящий момент осуществлялось размещение пенсионных активов на долгосрочные депозиты в БВУ.
– В рамках данного аукциона активы получают те банки, которые предоставляют наибольшие ставки по депозитам. Таким образом, средневзвешенная ставка по новым депозитам сложилась на уровне 9,03%, – прокомментировал повышение показателей заместитель директора департамента монетарных операций и управления активами Нацбанка РК Рашид Амиров. – Наряду с этим, государственные ценные бумаги Министерства финансов РК приобретались по более высокой доходности в сравнении с прошлыми периодами. Также, была осуществлена оптимизация портфеля пенсионных активов путем снижения волатильности и замещения краткосрочных ценных бумаг на долгосрочные с более высокой доходностью...
В итоге, Национальный банк ожидает, что к концу 2014 года доходность пенсионных активов ЕНПФ составит 6,0 – 6,5%. Это почти в три раза выше доходности предыдущего года в 2,2%.
Безусловно, создание ЕНПФ не позиционировалось как абсолютная панацея и решение всех накопившихся проблем пенсионной системы страны. На законодательном уровне был разработан целый комплекс регулирующих мер, а также веден ряд принципиальных новаций, (типа развития системы обязательных профессиональных взносов с дохода работников, занятых в тяжелых и вредных производствах). Конечно, далеко не все нововведения были безоговорочно приняты в обществе. Здесь можно порассуждать и о далеко не всегда своевременно проведенной разъяснительной работе со стороны исполнительной власти и того же Национального банка, и о скептическом отношении населения к любым изменениям касающихся социальных вопросов в целом, и пенсионного обеспечения в частности. Впрочем, это уже будет выходить за рамки этого небольшого обзора, касающегося пока еще небольшой истории становления такого нового для страны финансового института как Единый накопительный пенсионный фонд. Здесь важно другое: благодаря своевременно принятым оперативным мерам, был предотвращен очередной коллапс в финансовом секторе страны. И теперь, основной "головной болью" финансистов становится даже не столько вопрос сохранности пенсионных активов (на данном этапе эта задача полностью выполнена), сколько дальнейшее повышение их доходности. И от того, насколько будут эффективными выбранные инструменты в данном конкретном случае, во многом будет зависеть уровень доверия общества к проводимым реформам в системе социального обеспечения в целом.
Источник: Nomad.su