Ряд заявлений председателя Национального банка РК Кайрата Келимбетова в очередной раз сподвигли наблюдателей и экспертов обратится к анализу работы отечественного финрегулятора и грядущим перспективам. Одни привычно запаниковали при упоминании главным банкиром страны термина "девальвация", (точнее отсутствии предпосылок для таковой), и при этом словно демонстративно пропустили мимо ушей обращенное к ним пожелание не заниматься "искусственным нагнетанием девальвационных ожиданий" и "слухократией". Другие, наоборот, отметили крайне взвешенный подход к оценке текущей финансово-экономической ситуации и реалистичности представленной картины.
Напомню, что согласно оглашенным данным, рост ВВП страны по итогам 2014 года не превысит пяти процентов (хотя, по предварительным прогнозам правительства должен был достичь уровня порядка шести процентов). Инфляция в сентябре составила 7,4 процента, приблизившись к тому максимальному порогу, который еще в начале года запланировал Национальный банк, то есть к 6-8%. Золотовалютные резервы на конец сентября составили 28 миллиардов долларов и выросли с начала года на 13 процентов, а резервы Национального фонда страны достигли 76 миллиардов долларов.
Также, несмотря на все прогнозы скептиков, положительная динамика просматривается в обороте средств Единого накопительного пенсионного фонда. По данным Келимбетова, доходность по пенсионным активам с января по октябрь 2014 года составила 4,7%. И к концу года, Нацбанк ожидает рост этого показателя до 6,6 процента.
Что ж, как видим, конец года действительно не должен предвещать никаких серьезных финансовых потрясений. Мало того, даже негативные явления в мировой экономике не сильно отразятся на финансовой стабильности страны
– Наблюдаемое в настоящее время снижение мировых цен на нефть не является поводом для очередной корректировки курса тенге, национальная валюта Казахстана может выдержать и более существенное их снижение, – подчеркнул председатель Нацбанка.
Что же касается нестабильности ряда валют, то Кайрат Келимбетов призвал не ориентироваться на курс рубля к доллару как на показатель, прямо влияющий на курс тенге. По его словам, это связано с тем, что ситуация в экономике России, находящейся под давлением санкций, отличается от ситуации в нашей стране:
– Что различает Казахстан и Россию, так это доступ к фондированию, – отметил главный банкир страны, пояснив, что для многих российских компаний внешние финансовые рынки фактически закрыты, тогда как Казахстан недавно успешно разместил долгосрочные еврооблигации на 2,5 миллиарда долларов.
И вот здесь, думаю, будет вполне уместно обернуться немного назад и хотя бы бегло проанализировать тот комплекс мер предпринятых руководством Национального банка, благодаря которому финансовому рынку страны пока удается избежать серьезных потрясений.
В первую очередь здесь надо остановиться на таком важном документе как Концепция финансового сектора страны, представленная новым руководством Нацбанка в этом году. По своей сути, это стратегический план работы на среднесрочную перспективу, который состоит из целого ряда приоритетных направлений. И именно там впервые прозвучали идеи реструктуризации финансового рынка республики, которые, по мнению авторов этого документа, должны стать спасением при будущих кризисах.
В частности, было заявлено об увеличении ответственности акционеров финансовых институтов, что в свою очередь является дополнительной гарантией их стабильности. В своем выступлении, посвященном презентации Концепции, Кайрат Келимбетов подчеркнул:
– Основным моментом проекта развития финансового сектора является увеличение ответственности акционеров. Во всем мире уже перешли на принцип понимания того, что при циклических кризисах большую ответственность за реализацию различных проблем, возникающих в банках, должны брать не государство в лице налогоплательщиков, как это случилось в ЕС и в Казахстане в 2008-2010 годах, когда были выделены средства из Национального фонда, но также средства кредиторов. Мы не стали исключением, и предложили увеличить ответственность акционеров. Одним из способов увеличения такой ответственности является вливание капитала.
В результате, мы ожидаем, что в будущем произойдет консолидация банковского сектора. Сейчас происходит много сделок, слияний, поглощений, покупок. Также многие банки для себя уже четко уяснили, какую нишу они будут занимать. Либо они будут большими универсальными банками и группа средних банков. В перспективе у нас образуется определенная группа банков, где 10-15 банков будут закрывать около 95% всех депозитов и кредитов...
То есть, говоря проще, банкам второго уровня было дано понять, что отныне особо церемониться с ними не будут. И любые "проколы" (не важно, случайные или намеренные, но в любом случае наносящие удары по финансовой стабильности страны) будут жестоко пресекаться. Кстати еще одной мерой, заложенной в Концепции и напрямую касающейся БВУ, является повышение требования к минимальному размеру собственного капитала банков с нынешних 10 миллиардов тенге до 100 миллиардов к 2019 году. И уже от размеров собственного капитала будет зависеть, насколько тот или иной банк сможет привлекать дополнительные капиталы и работать с депозитами населения.
Такая позиция отнюдь не удивительна. Ведь по оценкам экспертов, нынешнее руководство Национального банка не имеет аффилиированности с БВУ и соответственно, больше ориентируется на интересы государства, нежели на меркантильные нужды своих коллег из коммерческого сектора:
– Важным штрихом к описанию обновленного руководства можно отметить тот факт, что среди него практически нет лиц, так или иначе аффилированных с крупным банковским лобби, (что неоднократно имело место в прежнем руководстве НБ и АФН), зато есть немало специалистов, имевших опыт разбирания тех завалов, которые успело наделать указанное лобби в предыдущие годы, включая печально знаменитые "схемы" БТА Банка и его беглого руководства, – в частности указал в одном из своих обзорных материалов политолог Данияр Ашимбаев.
Еще одним направлением работы, напрямую касающейся БВУ, стала реальная помощь в очищении кредитного портфеля банков от сомнительных и неработающих кредитов. В принципе, достаточно много говорилось об этом и ранее. Однако, конкретные меры (среди которых можно отметить разработку изменений в налоговое законодательство, который позволяет облегчить возможность списания безнадежных кредитов) фактически появились лишь в нынешнем году. Тогда же, были предложены и конкретные механизмы, а заодно установлены и сроки, согласно которым Нацбанк поставил задачу до 1 января 2016 года уменьшить показатель проблемных кредитов до уровня 10% от общего кредитного портфеля.
Еще одним принципиальным нововведением стала окончательно утвержденная стратегия по введению Национальной платежной системы.
– Сейчас Национальный банк разрабатывает концепцию новых платежных систем в Казахстане. Речь идет об этапе свитчинга и клиринга (операции с платежными картами, связанные с обработкой данных и проведением транзакций), проведения всех транзакций внутри страны через платежный центр в Казахстане. Также, речь идет о создании на добровольной основе нового общебанковского процессингового центра, – рассказал Кайрат Келимбетов. – Кроме того, мы сотрудничаем с Российской Федерацией по вопросам коммуникации национальных платежных систем двух стран, что необходимо для полноценного функционирования в ЕАЭС...
Вообще тема Концепции развития финансового рынка страны в целом и участия в ней Национального банка РК в частности, заслуживает гораздо более подробного рассмотрения. Однако, даже небольшой обзор показывает какая кропотливая работа была проведена в этот, скажем так, непростой для банковской системы страны год. И сколько еще предстоит сделать для того, чтобы финансовая система нашей республики чувствовала себя комфортно при любых условиях.
Источник: Nomad.su