Снижение зависимости экономики Казахстана от доллара прежде всего нацелено на укрепление позиций национальной валюты. Так считает экономист Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Вячеслав Додонов. Вместе с тем, в интервью LS эксперт отметил, что республика не намерена отказываться от резервной валюты. «Установка премьер-министра Казахстана Карима Масимова на дедолларизацию не предполагает отказа от доллара, а лишь снижение его роли в экономике и, в частности, в банковской системе. Поэтому не приходится говорить об «отказе Казахстана от доллара» ни в ближайшее время, ни в другой перспективе, также, как и об отказе от любой другой валюты. Я хотел бы пояснить, дедолларизация направлена не на то, чтобы избавиться конкретно от американской валюты, а на снижение зависимости от иностранной валюты вообще, от любой иностранной валюты, и, соответственно, на повышение роли тенге»,- сообщает эксперт.

 

В целом, В.Додонов отмечает, что следует разделять понятия дедолларизации экономики и банковского сектора.

 

«В экономике доллар и другие иностранные валюты не имеют на территории Казахстана официального хождения и используются только на уровне расчетов физическими лицами в отдельных сферах. В банковском же секторе валюта обращается по естественной причине, так как банки сами осуществляют внешнеэкономическую деятельность, обслуживают внешнеэкономические операции своих клиентов и прочее», — поясняет экономист.

 

Говоря о различиях, эксперт дополнил, что изначально высокая доля долларового фондирования была обусловлена тем, что на внутреннем рынке Казахстана отсутствовали долгосрочные и относительно дешевые средства. Именно поэтому отечественные банки выходили на внешние рынки и получали эти средства там.

 

«Сейчас ситуация иная — у большинства наших банков низкие кредитные рейтинги и они итак не осуществляют новых займов. Этим и вызвано снижение доли иностранного фондирования. Вопрос в том, способно ли государство заместить своими ресурсами те объемы денег, которые раньше банки брали за границей. Если да, то дедолларизация может быть в этой части вполне успешной. Но целиком иностранные валюты из банковской деятельности все равно не уйдут, так как внешнеэкономическая деятельность казахстанского бизнеса и физических лиц будет продолжаться, а банки будут продолжать ее обслуживание», — считает собеседник LS.

 

Что же касается темпов снижения зависимости банковской системы от долларовых активов, по мнению В.Додонова, то этот процесс уже давно идет. По его данным, в 2006-2007 годах доля зарубежного фондирования в банках превышала 50%, сейчас она менее 10%.

 

«Казахстанские БВУ сейчас уже практически не зависят от внешних источников финансирования. Соответственно, за прошедшие семь лет эта доля снизилась в пять раз, что дает представление о темпах, которыми уже сейчас идет дедолларизация банковских пассивов», — продолжает экономист.

 

Дедолларизацию можно осуществлять в пределах того инструментария, который есть на национальном (а не международном) уровне, считает представитель Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ).

 

«Примеров много, например, резкое ограничение ставок по валютным депозитам, стимулирующее население переводить деньги из иностранной валюты в национальную. Заявления Масимова также дает представление о таких мерах — в случае, если государство (в лице Нацбанка) будет предоставлять банкам ликвидность в тенге, они не смогут эти средства конвертировать в валюту, но должны будут осуществлять кредитование также в тенге», — резюмирует экономист.

 

По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, идея дедолларизации безусловно правильная, однако может иметь негативный характер.

 

«Ее сейчас пытаются осуществить в той или иной мере практически все развивающиеся страны, включая Россию, Китай и другие страны БРИК. Однако я считаю, что это отнюдь не некий экономический или технический процесс. Отказ от привязки национальной валюты к долларовым резервам является важным политическим шагом и может встретить сильное противодействие, как со стороны международных финансовых институтов, так и определенной части общества внутри страны», — считает российский эксперт.

 

Д.Лукашов также согласен с мнением В.Додонова об укреплении позиций казахстанского тенге с помощью дедолларизации.

 

«Эта процедура призвана обеспечить приток средств в местной валюте для финансирования инвестиционных проектов внутри страны. Для этого необходимо в два — три раза снизить ставку рефинансирования, увеличить денежную базу и запустить механизм кредитования отечественных производителей. Если совсем кратко, то нужно делать тоже самое, что делают центральные банки развитых стран. То есть скопировать поведение ФРС США, ЕЦБ, Банка Японии и Банка Англии. Золотой стандарт для этого не нужен. У самих США золотовалютные резервы примерно в три раза меньше российских и в 26 раз меньше китайских», — приводит данные специалист.

 

По его оценкам, дополнительная денежная эмиссия или увеличение денежной массы должно направляться на инвестиции в производство и, ни в коем случае, не на финансирование бюджетных расходов.

 

«Это важное условие. При его соблюдении можно рассчитывать на ускорение экономического роста. На долю американской валюты приходится чуть более 60% мировых валютных резервов. Уже сейчас его аналогами являются евро (24%), иена (4%) и фунт (4%). Небольшие доли занимают швейцарский франк, норвежская крона и австралийский, канадский, новозеландский доллары. Фактически, это все валюты так называемых, развитых стран. Соответственно, чтобы валюта стала аналогом доллара, страна должна быть признана развитой международными организациями типа МВФ. Естественно, вход в этот «клуб избранных» закрыт. Поэтому, развивающиеся страны формируют союзы, такие как Таможенный союз, для отказа от доллара США во взаимной торговле. Это значительно повышает конкурентоспособность национальных экономик их участников», — резюмирует Д.Лукашов.

 

Ранее в интервью LS аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко отметил, что быстрый отказ Казахстана от доллара, о котором накануне говорил премьер-министр РК Карим Масимов, приведет к новым проблемам в финансовой сфере страны. По его словам, снижение долларизации нацэкономики возможно только при плавающем курсе тенге.

 

Напомним, 25 ноября, премьер-министр Казахстана Карим Масимов сообщил, что республика будет снижать зависимость от доллара. Для этого Национальный банк должен обеспечить фондирование для банков второго уровня в тенге, а те, в свою очередь, должны выдавать кредиты в национальной валюте.

 

 

Источник: Финансовый журнал LS