Швейцария шокировала рынок, отказавшись от одного из столпов своей монетарной политики: жесткой привязки франка к евро на уровне 1,2. Негатив, в первую очередь для самих швейцарцев, подкрепили снижением уже негативной ставки до -0,75%. В нашу гавань заходят корабли
Обесценить национальную валюту таким образом не получилось, франк скакнул на 30 с лишним процентов и к доллару, и к евро, хотя потом курс стабилизировался на уровнях около +14%.
Что для рубля было бы хорошо, для франка в каком-то смысле смерть. Искусственный потолок, который удерживал швейцарские деньги от неконтролируемого роста, помогал экономике сохранять конкурентоспособность. Туризм, часовые мастерские, знаменитые сыры - всем этим ключевым отраслям нужен франк дешевле евро. А инвесторам нужен надежный центробанк, заявлениям которого можно верить.
Несколько дней назад председатель банка Швейцарии Томас Йордан заявил, что ограничение курса франка - "центральная" часть монетарной политики. А сегодня сказал: "Наше решение стало сюрпризом для рынка. Но по-другому не получится".
Привязать валюту к отметке 1,20 было решено на пике долгового кризиса в еврозоне в 2011 г. В тот момент деньги бежали из зоны евро в надежную тихую гавань - Швейцарию, в результате экономическая активность могла превратиться в сидение на мешке с деньгами. Вспомним пример Японии, которая тоже однажды стала тихой гаванью для азиатского капитала. Из такой ловушки страна может выбираться годами, теряя позиции в экспорте и сокращая производство.
Швейцария боится QE?
Есть одна вполне правдоподобная теория: в последние дни все чаще говорят о запуске европейской программы количественного смягчения. Масштабное расширение балансового счета ЕЦБ пропагандирует как сам Марио Драги, так и его предшественник на посту главы центробанка - Жан-Клод Трише:
"ЕЦБ уже принял решение о покупке некоторых типов облигаций, а в прошлом покупались и государственные бумаги. Я тогда как раз был президентом, так что в данный момент речь идет не о запуске новой программы, а о том, стоит ли резко нарастить уже существующую программу стимулирования. Это важный и пока открытый вопрос.
Очевидно, что инфляция в еврозоне держится на слишком низком уровне. И у ЕЦБ есть обязанность, которая заключается в том, чтобы сделать все возможное, с целью привести инфляционные ожидания в соответствие с целевым значением чуть менее 2%. Однако лишь монетарными рычагами проблемы еврозоны не решить", - считает Трише.
Для евро QE означает курс на снижение. Для франка - соответственно на укрепление. Нельзя исключить ситуацию, при которой Женева была бы вынуждена проводить масштабные интервенции, продавая франк и создавая искусственный спрос на евро, чтобы удержать заветную планку 1,20. А в итоге все равно тренд было бы переломить невозможно. Ситуация напоминает то, что происходит с рублем, только в зеркальном отражении. Силы центрального банка не безграничны, и бесконечные интервенции на фоне изменения ставки не всегда можно считать панацеей. Но вот что интересно: раз Швейцария испугалась QE, значит, оно будет. С нетерпением ждем сюрпризов теперь уже не от швейцарского ЦБ, а от общеевропейского - в следующий четверг.
Официальное заявление Национального банка Швейцарии
Национальный банк Швейцарии опубликовал официальное заявление. В документе глава регулятора Томас Йордан открытым текстом говорит, что основная причина отказа от привязки франка заключается в стремлении выстроить грамотную политику на фоне действия крупных зарубежных центробанков - ЕЦБ и ФРС США. Напомним, что Федрезерв собирается ужесточить политику, и соответствующее решение может быть принято уже летом. Европа же, как мы уже отмечали выше, может на ближайшем заседании 22 января запустить масштабную скупку государственных бондов и расширить свой баланс на 1 трлн евро.