Предновогодняя неделя не самое лучшее время для написания и чтения обзора экономических событий, тем не менее надеемся, что потратили свои усилия не зря. Ведь праздники, даже такие, как Новый год, который в Казахстане традиционно начинают отмечать в третьей декаде декабря на корпоративных вечеринках, рано или поздно заканчиваются. Начнем мы этот последний обзор в уходящем году с «Заявления правительства и Национального банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2015 год». Оно появилось на сайте премьер-министра РК 24 декабря. Поскольку документ объемный, но не содержащий ничего принципиально нового по сравнению с президентским посланием народу Казахстана, разве что его детализирующий, ограничимся отдельными злободневными темами.


Все мысли про тенге

 

В текущем году наших сограждан в первую очередь беспокоили дефицит моторного топлива и курс национальной валюты. С первым правительство «справилось» по методу «не было счастья, да несчастье помогло». Падение мировых цен на нефть почти вдвое и снижение курса российского рубля к доллару и евро на две третьих привели к снижению тенгового эквивалента оптовых цен на ГСМ российского производства.

 

В результате завоз российского бензина стал экономически выгодным, и проблема «рассосалась». Более того, делая хорошую мину при плохой игре, правительство расщедрилось на подарок автомобилистам, понизив предельный уровень розничных цен на бензин марки АИ 92/93. С одной стороны, популизм такого рода можно только приветствовать, с другой — читая сообщения зарубежных СМИ о том, что цены в США и Германии упали до пятилетнего минимума, остается только завидовать.

 

Что касается другой злободневной проблемы — курса национальной валюты, то она сохраняется, более того, усиливается. Об этом свидетельствует тот факт, что объем биржевых сделок с иностранной валютой на Казахстанской фондовой бирже в декабре не просто зашкаливает за норму, а бьет рекорды. По нашим собственным подсчетам, за пятнадцать рабочих дней текущего месяца, со 2 по 24 число включительно, совокупный оборот KASE только по доллару составил 21,5 миллиарда единиц.

 

Чтобы наши читатели оценили значительность цифры, приведем данные за ноябрь. В этом месяце совокупный оборот KASE по всем торгуемым иностранным валютам (доллару США, евро, российскому рублю и китайскому юаню) составил $13,3 миллиарда. В среднем же за одиннадцать месяцев 2014 года месячный оборот сектора сложился в размере 13,2 миллиарда. Причем своп-рынок прибавил заметно больше, чем спот-рынок.

 

В цифрах это выглядит так: со 2 по 24 декабря включительно общий объем сделок на спот-рынке составил, по нашим оценкам, $8 миллиардов против $6,9 миллиарда за ноябрь и $7 миллиардов в среднем за одиннадцать месяцев. На своп-рынке эти показатели соответственно составляют $13,5 миллиарда против $6,4 миллиарда и $5,3 миллиарда. Поскольку данные за декабрь исключительно только по доллару, а за предыдущие периоды по всем торгуемым валютам, то рост еще более значителен.

 

Резервы под давлением

 

Понятно, что источников долларов, которые могли бы покрыть прирост рыночного спроса за первые 15 рабочих дней декабря, а это порядка $12—13 миллиардов, в стране только три: крупные экспортеры нефти, Нацбанк РК и Нацфонд РК. Поскольку первые вряд ли раскошелятся на продажу американской валюты, поскольку она им самим нужна для выплаты дивидендов и оплаты импорта продукции производственно-технического назначения, остаются Нацбанк и Нацфонд.

 

Зная, насколько тяжело Нурсултан Назарбаев соглашается выделять средства из Нацфонда, мы подозреваем, что Нацбанк, оставшийся единственным ответственным за курс национальной валюты после того, как правительство де-факто отползло в сторону, может рассчитывать только на себя.

 

Это означает, что золотовалютные резервы, составлявшие на конец ноября $28,6 миллиарда, находятся под давлением. Насколько оно сильное, оценить не беремся, поскольку не знаем точного графика расходования средств Нацфонда. Напомним, что они поступают в распоряжение правительства через плановые и внеплановые транши в государственный бюджет. При этом Нацбанк, как управляющий средствами Нацфонда, продает валюту, а полученную тенговую выручку зачисляет на счет правительства.

 

Так вот, согласно принятому в ноябре этого года закону о республиканском бюджете на 2015—2017 годы гарантированный трансферт из Нацфонда РК составит 1702 миллиарда тенге. К этой цифре нужно прибавить 707,5 миллиарда целевых, то есть сверхплановых трансфертов на 2015 год. Суммарно это составляет 2409,5 миллиарда тенге.

 

Если Нацбанк РК использует именно эти деньги для операций на спот-рынке и своп-рынке, то это означает, что он располагает СКВ на $13,2 миллиарда. Этих ресурсов валюты точно хватит на декабрь, а вот что будет дальше?

 

Ведь если активность биржевого валютного рынка сохранится на текущем уровне и далее, то $13,2 миллиарда Нацфонда будут «съедены» рынком в декабре 2014 года и в первой половине января 2015 года. Потом Нацбанку придется или просить президента расщедриться, или расходовать собственные золотовалютные резервы.

 

Конечно, Акорда рассчитывает на то, что платежеспособный спрос на доллары закончится сам собой и проблема рассосется. Однако проблема в том, что казахстанский рынок иностранной валюты открыт снизу — со стороны розничного сектора.

 

Наши обменные пункты если и интересуются документами и гражданством покупателя СКВ, то весьма деликатно и ненастойчиво. Поэтому получается самоподдерживающийся механизм, основанный на совпадении интересов больших масс людей, когда российские товары массово завозятся к нам, продаются за тенге, потом тенге конвертируются в доллары, а те вывозятся.

 

И единственным кардинальным способом остановить этот долларовый «пылесос» может быть только девальвация нацвалюты.

 

Валютные ножницы

 

Впрочем, на девальвацию Назарбаев и Акорда, на наш взгляд, вряд ли решатся. И не потому, что сильно боятся возмущения граждан или стоят на защите их интересов. Дело куда проще — если случится еще одна «корректировка» курса тенге, то она автоматически «утопит» казахстанскую банковскую систему, и так маложизнеспособную из-за проблемы невозвратных кредитов.

 

Несколько цифр, заимствованных с сайта Нацбанка РК. По состоянию на конец октября 2014 года общая сумма депозитов в банках второго уровня составляла 12,276 триллиона тенге. Из них в национальной валюте — 6,193 триллиона, или 50,4%, в иностранной валюте — 6,083 триллионов, или 49,6%. Тогда как кредитов банков на конец октября было выдано 12,163 триллиона, в том числе в нацвалюте 8,634 триллиона, иностранной валюте — 3,529 триллиона тенге, что соответственно составляет 71 и 29%.

 

Из этих цифр видно, что, во-первых, депозиты юридических и физических лиц стали главным источником пассивов для казахстанских банков второго уровня, во-вторых, что сформировался курсовой навес или, если хотите, валютные ножницы, которые сработают, если курс тенге упадет. Мы не специалисты в банковском деле, однако, по нашим грубым прикидкам, если курс доллара подскочит со 182—182 тенге до 230—250 тенге, то это приведет к потере совокупного капитала БВУ на порядка 1,7—1,8 триллиона тенге.

 

Поэтому сегодня Акорда оказался перед выбором, которому не позавидуешь. Курс тенге находится под мощным давлением внешних и внутренних факторов, среди которых немаловажную роль играет отсутствие доверия к Нацбанку и его главе. Однако при этом Назарбаев и его двое главных помощников не могут ни девальвировать нацвалюту, потому что это одномоментно уничтожит собственные капиталы большинства банков, ни продолжать поддерживать ее курс, поскольку это истощает валютные резервы страны.

 

Именно поэтому мы и уделили столько внимания «Заявлению правительства и Национального банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2015 год». По логике именно там должен быть прописан алгоритм решения проблемы. Увы, его там нет, а есть набор умных фраз и правильных заявлений, от которых ни холодно ни жарко.

 

Но поскольку на безрыбье и рак рыба, позволим себе несколько цитат из вышеупомянутого документа на интересующую нас тему:

 

«2. Макроэкономическая стабильность будет обеспечена за счет скоординированной денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и сдерживания уровня инфляции в планируемом коридоре 6—8%.

 

В денежно-кредитной политике будет создана основа для перехода к инфляционному таргетированию в среднесрочном периоде. Инфляционное таргетирование позволит повысить реальную доходность сбережений в тенге и снизить инфляционные ожидания.

 

Регулирование денежной массы будет осуществляться в корреляции с инфляцией.

 

Валютная политика будет направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

 

При этом не будут допускаться резкие колебания обменного курса тенге. Будут приняты меры по ограничению спекуляций на валютном рынке. В 2015 году Национальным Банком совместно с Правительством будут внесены изменения в законодательство в части повышения требований к деятельности обменных пунктов на рынке наличной иностранной валюты.

 

Будет продолжена политика по поддержанию на адекватном уровне международных резервов Национального Банка, в том числе через недопущение снижения объемов золото-валютных резервов Национального Банка ниже 3-х месячного объема импорта товаров и услуг».

 

Согласитесь, после вышепроцитированного поверить в способность правительства и Нацбанка РК удержать курс тенге можно, только приняв солидную дозу спиртного. А вот что делать, когда опьянение пройдет? Видимо, продолжать конвертировать тенговые накопления в СКВ и прятать их в банки. Стеклянные, конечно.

 

Пример заразителен

 

В любом случае понятно, что решиться на девальвацию национальной валюты по варианту 11 февраля 2014 года Акорда сможет только в случае, если удастся предварительно дедолларизировать нашу экономику, в том числе банковскую систему. В «Заявлении правительства и Национального банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2015 год» есть и про эту тему.

 

Цитируем:

 

«3. Финансовая стабильность будет поддерживаться комплексом мер регулирования, направленных на минимизацию негативных последствий, вызванных возможными глобальными дисбалансами в мировой экономике, а также на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. Реализация комплекса мер по обеспечению финансовой стабильности будет проводиться в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года.

 

Основными приоритетными направлениями политики регулирования финансовой системы в 2015 году станут: 1) повышение роли национальной валюты в экономике; 2) стимулирование роста тенговой ликвидности банков для дальнейшего увеличения кредитования экономики; 3) оздоровление банковского сектора.

 

1. В целях повышения роли национальной валюты в экономике будут приняты следующие меры:

 

1) в целях стимулирования сбережений в тенге будет увеличена гарантируемая вкладчикам сумма выплаты АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» по депозитам в тенге с 5 млн тенге до 10 млн тенге с увеличением его капитализации;

 

2) будет снижен максимальный размер рекомендуемой ставки вознаграждения по гарантируемым депозитам населения в долларах с 4% до 3% годовых;

 

3) будет введен запрет на установку цен на товары и услуги в условных единицах».

 

Назвать выше обозначенные меры малоэффективными язык не поворачивается, скорее это как мертвому припарки. Поэтому нет никаких сомнений в том, что Акорде придется как-то решать проблему с курсом национальной валюты в условиях не снижающегося уровня долларизации казахстанской экономики и банковской системы. Но как? Имеющимися у нее инструментами — то есть административно-силовым методом по примеру белорусского «лидера нации» Александра Лукашенко.

 

В союзной нами Беларуси тамошний Нацбанк повысил процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности банков до 50% годовых, ввел временный 30-процентный сбор при покупке валюты как юридическими, так и физическими лицами, принял меры по повышению привлекательности депозитов в белорусских рублях. Кроме того, с 19 декабря т.г. норма обязательной продажи поступающей в страну валютной выручки для экспортеров увеличена с 30 до 50%.

 

Понятно, что в Казахстане набор мер будет иным, хотя бы потому, что уровень долларизации у нас зашкаливает. Например, мы допускаем, что депозиты в СКВ могут быть «заморожены» на год или принудительно пересчитаны в тенге. Это, с одной стороны, разожмет «валютные ножницы» на горле у казахстанских банков. С другой стороны, усилит панику на розничном, да и не только рынке. Пойдет ли на это елбасы или предпочтет снова расходовать Нацфонд, сказать не беремся.

 

Нигматулин отметился?

 

Завершить же наш обзор мы хотим двумя событиями, тесно связанными с темой курса национальной ва­люты.

 

По словам Ерболата Досаева, Министерство национальной экономики РК и Национальный банк РК подготовят к началу 2015 года пакет мер по дедолларизации экономики. Причем, что любопытно, главная ответственность снова перелагается правительством на ведомство Кайрата Келимбетова.

 

Цитируем: «Нацбанк разрабатывает соответствующий пакет, мы создали специально рабочую группу совместно с ними. Мы должны будем к началу следующего года подготовить пакет мер, как мы будем совместно проводить дедолларизацию экономики. Основная функция ложится на Нацбанк, но мы крайне заинтересованы, чтобы уровень дедолларизации, который мы сегодня имеем, значительно снизился. Это для стабильности рынка и развития внутреннего спроса в тенге, вопрос импортозамещения и так далее».

 

Второе событие носит не столько финансово-экономический, сколько бюрократически-протокольный характер, однако имеет прямое и непосредственное отношение к Нацбанку. На сайте последнего желающие могут найти и изучить «Стратегический план Национального банка Республики Казахстан на 2014—2018 годы».

 

Мы не станем комментировать этот достаточно спорный документ, поскольку это потребует много времени и усилий. Обратим только внимание наших читателей на то, что согласно «шапке» в правом верхнем углу титульной страницы стратегического плана он был «Утвержден» «Приказом Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 15 декабря 2014 года № 01—38.67».

 

Но ведь согласно профильному закону Нацбанк РК подотчетен президенту. Эта подотчетность в том числе означает назначение председателя Нацбанка главой государства с согласия сената парламента. И если Нацбанк подотчетен президенту, то руководитель его администрации в данном случае никто и звать его никак.

 

Если он и имеет право утверждать стратегический план Нацбанка, то только по отдельному письменному поручению Назарбаева о делегировании им своих полномочий Нурлану Нигматулину. Было ли такое дано в конкретном случае? Сильно сомневаемся. Другой вопрос, почему елбасы не стал подписывать документ? Остерегся? Побоялся?

 

Но это не единственный прокол акординской бюрократической машины. Стратегический план Нацбанка РК был утвержден 15 декабря 2014 года, тогда как данные в разделе 2 «Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих сфер деятельности» приведены за январь-июнь 2014 года по основным показателям экономики, включая промышленность, а по ВВП — за I квартал 2014 года. То есть документ был подготовлен еще в июле-августе текущего года и пролежал не принятым до декабря. Почему?

 

Позволим себе на этой печальной ноте закончить последний в этом году обзор экономических событий. Надеемся, что написанное нами не расстроит читателей, многие из которых уже пережили три серьезных экономических кризиса за время независимости. И это самый серьезный аргумент для того, чтобы весело отпраздновать новый 2015 год — где наша не выживала? Как говорят наши старики, лишь бы не было войны!

 

 

Источник: "Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА"