Во время казахстанско-китайского заседания по инвестициям в конце января этого года наша сторона предложила гостям закупать уголь. Китайская делегация ответила, что их страна старается отказаться от использования этого вида топлива в рамках программы улучшения своей экологии. Тогда наши чиновники не растерялись: предложили сжигать уголь в Казахстане, а в Китай поставлять выработанное на этой основе электричество. Экология или прибыль?

 

«Среди инфраструктурных направлений наиболее вероятный проект – это строительство линии электропередачи в Китай. При этом казахстанская сторона предполагает обеспечить ее постоянную загруженность за счет отечественных ТЭС, работающих на угле», сообщил телеканал Астана.

 

Наверное, нам пришло время опасаться, что запланированная индустриализация Казахстана в партнерстве с китайскими компаниями может довести даже благополучные области до ручки в экологическом отношении.

 

Казахстан богат проблемными зонами, где продолжительность жизни местных жителей гораздо ниже средней по республике. Помимо классической зоны бедствия – Семипалатинского полигона – из-за активной, а порой бесконтрольной добычи и переработки сырья, мы можем к этой категории отнести в скором времени Усть-Каменогорск, Караганду, Сатпаев и Балхаш, которые ждет ухудшение экологических условий.

 

Гонка за показателями индустриализации и экспорта любой ценой может дорого обойтись казахстанцам. Дымящие заводы и фабрики, разработка месторождений уже сказываются на здоровье людей. Однако мало кто рассматривает минусы массовой индустриализации и предлагает альтернативы. А еще одна проблема в том, что наша индустриальная программа после очередного кризиса готова идти на поводу у иностранных инвесторов и закрывать глаза на экологические проблемы в стране. Когда китайское правительство вкладывает миллиарды долларов в перевод своей экономики с угля на газ, казахстанские чиновники предлагают сжигать высокозольный уголь у себя в стране, чтобы продавать в Китай электричество.

 

Основная же цель инвестиционных проектов в Казахстане для китайского правительства очевидна. Это не только доступ к природным ресурсам. При этом они могут закупать дешевую и качественную нефть с Ближнего Востока и металлы из Африки и Южной Америки. Цель – трудоустроить большое количество китайских безработных, создать комфортную экосистему для китайских инвесторов мелкого масштаба. Нет, это не будет трудоустройство лишь китайцев. Наши 25% нерегулярно занятых – капля в море и попутно будут заняты на китайских проектах.


Мы интересны только Китаю

 

В целом же инвесторы Поднебесной видят в Казахстане много инвестиционных перспектив. Особенно им интересны текстиль, химия, металлургия, машиностроение, нефтехимия, стройматериалы, горнорудные проекты и энергетика. Как мы видим, это экологически опасные и трудоемкие отрасли, для чего потребуется обустроить малозаселенные районы и привлечь значительное число рабочей силы. Вот почему китайским инвесторам требуется облегченные визовые условия при ввозе в Казахстан своей рабочих.

 

Крупные китайские компании просят Казахстан о «зеленом коридоре» при оформлении виз. Об этом во время казахстанско-китайского заседания по инвестициям заявил вице-президент компании NFC Цинь Маньдзюн. Эта компания известна участием в проекте строительства алюминиевого завода в Павлодаре и сейчас реализует медные проекты компании Kaz Minerals (бывший «Казахмыс» – КазТАГ).

 

«Китайская экономика находится на стадии замедления и структурной перестройки. Удельный вес в ней обрабатывающих отраслей, страдающих от переизбытка мощностей, постепенно сокращается, а доля сферы услуг растет. Экономика становится относительно менее материалоемкой и энергоемкой, что в свою очередь давит вниз на цены промышленной продукции низкого передела», - отметил в анализе для Интерфакс китаевед Сергей Цыплаков.

 

Одним из приоритетов нынешней пятилетки китайское правительство объявило улучшение экологической ситуации. Поэтому вполне логично, что наиболее грязные производства для китайских концернов будет выгоднее вынести в другие страны, включая Казахстан. Данный путь индустриализации обычен для быстрого роста и через него прошли многие страны, включая США, государства Западной Европы и даже Швейцарию.


В правильном направлении ли идем?

 

Очевидно, что даже указанные отрасли можно развивать без вреда для экологии. Однако для того, чтобы попытаться конкурировать в этих отраслях с нашими соседями – Китаем и Россией – нам придется закупать самое дешевое оборудование, экономить на очистных сооружениях, иначе богатые рынки от нас будут далеко и экспортировать мы сможем только в страны, беднее нас по ВВП.

 

Если правительство хочет любой ценой провести индустриализации с прибылью, то придется соглашаться принимать экологически опасные производства из Китая, чтобы гарантировать закупки нашей продукции, произведенной на китайском оборудовании, которое мы купим на кредит, предоставленный этими же китайцами. Лишне говорить, что часть кредита мы отдадим обратно китайской компании за пусконаладочные работы, а в первые 3-5 лет работы закупим запасных частей для оборудования на стоимость такого же завода.

 

Но так мы имеем большие шансы, что китайские потребители будут закупать нашу продукцию. Однако если эти предприятия будут работать, то высока вероятность ухудшения и без того неважной экологии. А если мы захотим все строить на свои деньги, чтобы не зависеть от ничьих займов? Тут заложен серьезный риск для нашей индустриализации, экономики и социальной ситуации в целом. Многие начатые и запущенные проекты начинались без четкого фокуса на определенного клиента и географический рынок. Поэтому высок риск, что наши индустриальные производства будут работать только для госзакупок, и экспорт их продукции будет минимален. А значит, что окупятся эти проекты нескоро. Более того, высок риск, что открытые фабрики и заводы могут вскоре встать, то есть разделят судьбу десятков казахстанских государственных проектов, а их штат пополнит армию безработных. Но за время своего функционирования они успеют загрязнить среду.

 

Дополнительная экологическая опасность в том, что производства надо открывать не только вблизи от объектов инфраструктуры, но и неподалеку от населенных пунктов, чтобы обеспечить заводы рабочими, которых потребуется обучить. Ситуация непростая. И если верна информация от источников КазТАГ, что программу индустриализации для нас разрабатывала группа российских аналитиков (5-7 человек), а в планировании второго этапа участвовало уже и казахстанское ТОО – то, наверное, им стоит еще раз собраться и посмотреть свои расчеты.

 

В обществе есть недоверие к государственным программам развития. И программа индустриализации не исключение. Причина недоверия очевидна: несовпадение официальных данных с информацией от непосредственных работников предприятий. Вполне возможно, что программа ГПФИИР успешна и быстро увеличивает благосостояние граждан. Просто об этом пишут только официальные СМИ, а простые люди знают понаслышке.