Громких разбирательств с участием бывших руководителей или акционеров пенсионных фондов в Казахстане не будет. Вместо этого ЕНПФ погружается в пучину долгих и не гарантирующих успех разбирательств с эмитентами ценных бумаг, которые объявили дефолт. Такой вывод следует из официального ответа Нацбанка РК на запрос Forbes.kz

Минус 2% с каждого счета

 

Напомним, осенью 2014 Нацбанк РК как единоличный управляющий пенсионными активами ЕНПФ списал с пенсионных счетов казахстанцев 94 млрд тенге. Причиной для этого послужили обесценение ценных бумаг, находящихся в портфеле фонда. Проще говоря, были списаны акции и облигации, эмитенты которых объявили дефолт. Таких инструментов в портфелях пенсионных фондов, которые затем были объединены в ЕНПФ, находилось немало – 38.

 

Сумма списания была равномерно распределена на счета всех вкладчиков вне зависимости от того, в каком фонде они находились до объединения в ЕНПФ, и от качества портфеля фонда, из которого вкладчик пришел в ЕНПФ. Формула проста: минус 2% с каждого счета.

 

Позже председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов заявил, что информация по этому делу будет передана в правоохранительные органы. Эти слова многие поняли так, что к ответственности будут привлечены руководители и специалисты частных НПФ, которые инвестировали в «мусорные» бумаги.

 

Один за всех, и все за одного

 

Многие эксперты финансового рынка, безусловно, были не согласны с тем, что списание средств с пенсионных счетов было солидарным. Это имеет принципиальное значение: у одних фондов была рискованная политика, они позволяли себе инвестировать в ценные бумаги с большими рисками, в том числе вкладывали в аффилированные структуры. Другие же НПФ относились к деньгам вкладчиков бережно. У вкладчиков, естественно, было право выбора: находиться в более надежном фонде или, напротив, реагировать на заманчивые рекламные лозунги и менять пенсионные фонды как перчатки, получая в качестве вознаграждения премии и подарки.

 

- Можно ли было привести в порядок портфель каждого фонда до присоединения к ЕНПФ, чтобы произошло не солидарное, а справедливое списание активов?, - спрашиваю я бывшего руководителя одного из частных пенсионных фондов.

 

Не только можно, но и нужно! - говорит мой собеседник. И поясняет: отдельные фонды на рынке выбирали надежные бумаги, учитывали всё по максимально справедливой стоимости, не раздувая свой инвестиционный портфель. Они думали о бизнесе, о долгосрочных отношениях с клиентами. А в результате не выиграли ни они (не получили комиссионный доход от «дутого» дохода вкладчиков), ни вкладчики (их «чистые» портфели смешали с «мусором» других фондов и обесценили в общей куче).

 

Благодаря бездумным действиям государства произошло поощрение полной безответственности, - подчеркнул эксперт.

 

Мы обратились в Нацбанк с просьбой объяснить, почему портфель каждого частного НПФ не был оценен до слияния в единый фонд.

 

«Перед Национальным банком стояла задача в кратчайшие сроки осуществить консолидацию пенсионных активов в ЕНПФ и не допустить причинения ущерба вкладчикам (получателям) пенсионных накоплений в процессе передачи пенсионных активов. В целях исключения возможности нецелевого использования пенсионных активов в период их объединения передача финансовых инструментов от НПФ в ЕНПФ была осуществлена в кратчайшие сроки. В рамках передачи пенсионных активов в ЕНПФ Нацбанком РК осуществлялась проверка [соответствия] порядка их оценки и обесценения установленным требованиям», - пишет в своем ответе на официальный запрос Forbes.kz департамент международных отношений и связей с общественностью Нацбанка РК.

 

Конечно, теоретически недобросовестные пенсионные фонды могли воспользоваться ситуацией, чтобы извлечь выгоду в процессе объединения всех пенсионных фондов в один. Но практически – вряд ли, так как просто взять деньги из пенсионного фонда и сбежать невозможно. Манипулировать инвестициями фонды не могли; самое плохое к тому моменту уже случилось: «фундамент» под все те убытки, которые затем понесли вкладчики ЕНПФ, был заложен много лет назад, до кризиса. Единственное, чего всегда не хватало, – это профессионального регулирования пенсионного рынка. Так что аргумент Нацбанка больше похож на системную ошибку, за которую расплатились не регулятор, не пенсионные фонды с их сомнительной инвестполитикой, а вкладчики.

 

Виноватых нет

 

В мае 2015 Кайрат Келимбетов заявил, что документы, касающиеся качества портфелей отдельных фондов, были переданы в Генпрокуратуру. В ответе на официальный запрос Forbes.kz в Нацбанке пояснили: «Нацбанк направил в Генеральную прокуратуру РК информацию об эмитентах, имеющихся в портфеле пенсионных активов ЕНПФ, которые допустили дефолт по своим обязательствам. При этом претензионно-исковую работу и деятельность по вопросам реструктуризации в отношении данных эмитентов осуществляет АО «ЕНПФ».

 

С момента передачи информации в Генпрокуратуру прошло, надо полагать, несколько месяцев. О результатах пока не слышно. А  так называемая претензионно-исковая работа активно велась в свое время и частными НПФ, но практически безрезультатно. И ЕНПФ наверняка будет вести ее годами, так сказать, по наследству.

 

Портфель еще чистить и чистить

 

Несмотря на проделанную работу по очистке пенсионного портфеля, в нем еще есть балласт. Например, в портфеле значатся «нулевые» бумаги ряда эмитентов, которые допустили дефолты, в частности, АО «Атамекен-АГРО», АО «Астана-Финанс», АО «ГОК «ТӨРТ-ҚҰДЫҚ», ТОО «Комбинат стройматериалов и конструкций-2». Не имеют текущей стоимости простые и привилегированные акции АО «Атамекен-АГРО» и АО «SAT&Company» (у этого АО еще и два выпуска облигаций), хотя эти эмитенты дефолт не объявляли.

 

«Ценные бумаги указанных эмитентов учитываются в портфеле пенсионных активов по справедливой стоимости, представленной ТОО «КПМГ Такс энд Эдвайзори» (аудитор, специально нанятый Нацбанком для определения стоимости ЦБ ЕНПФ. - F.), которая равна нулю», - говорится в ответе Нацбанка РК на запрос Forbes.kz.

 

В общем, на то, что хотя бы часть из списанных 94 млрд тенге вернется вкладчикам, надежды практически нет.

 

 

Источник: Forbes.kz