Нацбанк опубликовал исследование «Оценка рисков финансовой системы Казахстана». По результатам можно судить об основных рисках, их предпосылках и риск-аппетите игроков, сообщает Kursiv.kz.
Всего в исследовании, проходившем с 9 по 16 января 2015 года, участвовало 127 человек, из них представителей банков второго уровня - 31%, страховых организаций - 29%, профессиональных участников РЦБ - 23% и небанковских учреждений - 11%. Также были приглашены практикующие эксперты в области экономики и финансов (6%).
Наиболее негативные ожидания отмечены у экспертов – они больше других склонны полагать, что в 2015 году риски увеличатся значительно. В исследовании предполагается, что группа экспертов оценивает изменение рисков в «чистом виде», тогда как участники финансового рынка в своих ответах учитывают возможность собственных действий по минимизации рисков.
По мнению респондентов, все факторы риска внешней среды существенно влияют на текущее состояние финансовой системы. Отмечается, высокая зависимость экономики Казахстана от цен на сырьевые продукты. Опасения вызывают санкции, введенные против России, и вступление Казахстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), что, по мнению респондентов, может отразиться на экономическом росте и конкурентоспособности на внутреннем рынке Казахстана. Укрепление доллара США по отношению к валютам развитых и развивающихся стран, замедление роста экономики Китая также являются значимыми негативными факторами, дополнительно выделяемыми респондентами.
Участниками рынка ценных бумаг (РЦБ) отмечается большее влияние политико-экономического состояния развитых и развивающихся стран на финансовую систему Казахстана, что вероятнее всего связано с деятельностью этих организаций на внешних рынках капитала. Меньшее опасение вызывает риск внешней среды для небанковских учреждений.
Мнение экспертов по ряду факторов риска противоположно направленно мнению участников финансового рынка.
В группе факторов макроэкономического риска выделяются три фактора, которые оказывают негативное влияние на финансовую систему Казахстана: курсовая корректировка национальной валюты, рост уровня инфляции и, в случае реализации этих факторов, рост уровня безработицы. При этом влияние других факторов риска не столь значимо, даже, по мнению экспертов.
Более негативные ожидания по уровню кредитного риска выражены у представителей небанковских учреждений и экспертов.
Нарастание кредитного риска происходит ввиду сложной внешнеэкономической ситуации. Отмечается значительное влияние на риск таких факторов, как долговая нагрузка физических и юридических лиц, однако платежеспособность населения оказывает существенно меньшее воздействие на долговую нагрузку физических лиц по сравнению с финансовым состоянием предприятий. При этом организации оказывающие услуги по кредитования (банки и небанковские учреждения), являются более пессимистичными в отношении физических лиц по сравнению с другими финансовыми организациями, как страховые компании и субъекты РЦБ. Ухудшение долговой нагрузки в последующие годы может быть связанно с возможным кредитованием в иностранной валюте.
Балансирующее влияние на уровень кредитного риска, по мнению респондентов, оказывает текущая регуляторная политика.
Высокие ожидания курсовой корректировки национальной валюты явились причиной оттока большого количества депозитов из тенге в иностранную валюту. В связи с резким изъятием тенговых вкладов на внутреннем рынке фондирования возникла острая нехватка тенговой ликвидности. Респонденты отмечают увеличение гэпа ликвидности, как в тенге, так и в иностранной валюте. Факторы риска ликвидности наиболее существенно выражены у групп банков и небанковских учреждений.
Небанковские организации, работающие, вероятно, преимущественно с внутренними источниками фондирования, отметили наиболее сильное влияние условий привлечения внутренних ресурсов, а также ГЭПов в тенге и иностранной валюте, в виду ограниченной диверсификации источников фондирования.
Изъятие финансовых ресурсов материнской компанией отмечается как фактор, увеличивающий риск преимущественно страховыми компаниями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также небанковскими учреждениями. Причиной такого распределения может являться то, что большая часть данных организаций являются дочерними компаниями преимущественно банковских групп, ухудшение финансового состояния которых может сказаться и на дочерних предприятиях.
Значительный спрос на ликвидность в национальной валюте явился причиной роста спекуляций на фондовом рынке, что, в свою очередь, вызвало крайне высокую волатильность ставок по инструментам РЕПО и СВОП. В результате концентрация рыночного риска выросла значительно и требовала участия регулятора на финансовом рынке.
Респонденты полагают, что неопределенность с внешнеэкономической ситуацией может перетечь и на внутренний рынок недвижимости. Наибольшие опасения отмечаются у группы небанковских учреждений, которые полагают, что изменения цен на коммерческую и жилую недвижимость значительно повлияют на финансовый рынок.
Респонденты отмечают случаи несанкционированного воздействия, которое отмечается преимущественно в небанковских учреждениях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и страховых организациях.
С другой стороны, примечателен фактор автоматизации в организациях, так как все группы отмечают его как уменьшающий риск. Это говорит об уверенности участников опроса в текущих операционных системах, необходимых для ведения бизнеса.
Зрелые компании, давно оперирующие на рынке, отмечают низкий аппетит к риску, в то время как основную массу респондентов, отметивших средний уровень риска, занимают игроки с быстро растущими активами. Они же полагают, что в целом аппетит к риску на рынке выше среднего. Среди участников финансового рынка страховые организации отмечают наименьший риск-аппетит, тогда как субъекты РЦБ более склоны к риску. В то же время небанковские организации более склоны полагать, что участники других сегментов финансового рынка проводят более рисковую политику, чем они сами.
Единственными участниками финансового рынка, которые готовы сохранить свой риск-аппетит на прежнем уровне являются страховые организации, тогда как другие финансовые организации планируют несколько снизить свой уровень риск-аппетита. При этом банки и эксперты полагают, что участники других сегментов финансового рынка не намерены снижать риск-аппетит в 2015 году.
По мнению респондентов, финансовые организации наиболее эффективны в управлении внутренними рисками: отмечается развитость механизмов оценки и управления кредитным и операционным рисками; несколько сложнее в управлении рыночный риск и риск ликвидности в виду зависимости финансовых организаций от большего количества контрпартнеров и текущих рыночных условий.
С другой стороны, если для финансовых организаций риск внешней среды и макроэкономический риск поддаются управлению в наименьшей степени, то для правительства и НБРК степень важности управления данными рисками наиболее высокая.
В связи со сложившейся ситуацией на внутреннем рынке фондирования, банки и эксперты отмечают риск ликвидности одним из наиболее сложных в управлении. В свою очередь, страховые организации и профессиональные участники РЦБ отмечают рыночный риск как наиболее трудный в управлении, не только в своих организациях, но и в НБРК. Примечательно, что ввиду своей деятельности, помимо трех наиболее сложных в управлении рисков, важность кредитного риска более существенна для банков, тогда как важность операционного риска существенна для субъектов РЦБ.
Источник: Курсивъ