После банкротства Lehman Brothers прошло семь лет, однако вместо того, чтобы стать поводом для устранения излишних и ненадежных структур, а также повышения производительности, это событие подтолкнуло политиков к притворству и затягиванию времени. Однако еще не все потеряно: в последующий 7-летний период нам еще придется посидеть на диете, зато ограничения пойдут нам на пользу. В седьмую годовщину банкротства Lehman Brothers стоит оглянуться назад и подумать о том, что изменилось, а что осталось прежним.

 

Lehman, без сомнения, открыл возможности для того, чтобы упрочить надежность структур и уделить внимание производительности, однако вместо этого политики затеяли игру в притворство и затягивание времени.

 

Они отреагировали на слабый рост и пессимистичный настрой увеличением фискальных расходов, а когда деньги кончились - заставили Центробанки напечатать еще.

 

Своими действиями они не изменили существующий мировой экономический порядок, но продолжили действовать по старинке - игнорируя потребность в реформах, подотчетности и инвестициях в людей и производительность.

 

Ранее в этом году консультанты из McKinsey & Co подготовили отчет по уровню долга и степени использования заемных средств: Debt and (not much) deleveraging (Долг и немного сокращения заемных средств. В нем говорится о том, что после падения Lehman мировой уровень долга вырос на головокружительные 57 трлн. долларов или на 17% от ВВП.

 

"Мы не восстановились, а просто заложили свой будущий рост, вязли в долг у своих детей и внуков - в результате сегодня мировой ВВП практически застыл на месте, каждый год темпы его роста постепенно сокращаются настолько, что даже лауреаты Нобелевской премии в области экономики думают, что мы находимся в состоянии перманентной стагнации".

 

Важно понимать, что семь лет, прошедшие после падения Lehman, для инвесторов были "толстыми", а не худыми. Политики и чиновники продолжают навязывать нам иллюзию о том, что светлое будущее наступит в ближайшие шесть месяцев, но без реформ, без отчетности - нет роста, а, значит, нет надежды, только отчаянная потребность начать все сначала.



Результат всего выше сказанного на лицо: низкая занятость, слабый рост и самая низкая производительность в истории, при этом страны одна за другой пытаются выживать в условиях кризиса и постоянно концентрируются на ближайшей перспективе, еще больше осложняя свое положение.


Мы не усвоили никаких уроков истории. Долг заменил производительность, а у банков сегодня более жесткое регулирование, но при этом беспрецедентные объемы "бесплатных денег", поступающие от Центробанков.

 

Банки, политики и регуляторы образовали "дьявольскую троицу", в которой все институты тесно связаны друг с другом и вынуждены поддерживать статус кво. Ни один из них не может себе позволить посмотреть правде в глаза и остановить эту карусель неправильных инвестиций и неадекватной зацикленности на монетарной политике вопреки урокам истории; никто не готов показать пример, как можно решить проблемы роста, занятости или производительности. Однако же они наглядно демонстрируют прямо противоположное.


Lehman мог бы стать "истинным кризисом", настоящим разворотом, сменой парадигмы. Но вместо этого мы купили немного времени - хотя это единственный актив, который нужно не покупать, а использовать максимально эффективно. Последние семь лет выброшены на ветер, поскольку экономика и общество находятся в состоянии застоя.

 

Результаты выборов в европейских странах показывают нам, что социальная ткань готова порваться, а отсутствие рабочих мест, инноваций и роста ставит низкую оценку этому испытанию бесполезностью.

 

Следующие семь лет обещают быть постными, но в хорошем смысле этого слова. Стоимость капитала вырастет, ликвидировав неэффективные инвестиции и, возможно, навредив фондовым рынкам, которые в условиях "толстых лет" превратились в безопасные гавани; от притворства и затягивания времени придется отказаться, но это к лучшему.

 

Доля заработных плат в ВВП упала к историческим минимумам; производительность тоже никогда прежде не была такой низкой. Каково же решение?

 

Позвольте скромно напомнить о своей Экономике Бермудского треугольника, в которой говорится о том, что, перестав поддерживать 20% экономики - банки и квазигосударственные компании - мы поможем остальным 80% получить более дешевые кредиты, что, в свою очередь, позволит создавать новые рабочие места через рост инвестиций, занятости и технологий.

 

Да, все настолько просто; но есть и плохая новость: дьявольская троица не отдаст власть, пока не станет слишком поздно.

 

Ответы на вопросы о том, что ждет нас в будущем, нужно искать в реальности. В реальности трудных реформ, в реальности возврата к производительности, в реальности принятия неудач, как шага на пути к успеху. Будем надеяться, что Lehman и семь лет после его банкротства останутся в истории как пример того, как делать не надо. Как пример наименее продуктивного времени; пример, того, как обновление профиля в Facebook становится важнее семьи, школы и общения с друзьями. Это параллельная Вселенная, где реальность - по ту сторону вашей жизни в онлайне.

 

Последние всплески волатильности говорят о том, что скоро нам предстоит встретиться с этой реальностью. Системное время на исходе. Началась игра, аналогичная детской игре в «музыкальные стулья»; однако, может статься, что, когда музыка остановится, мы не досчитаемся не одного стула, а четырех.

 

И все же этот шаг в реальность принесет нам десятилетия процветания, поскольку мы снова станем собранными, начнем решать настоящую проблему: слишком много долгов и слишком мало инвестиций в людей - кроме того, разве люди хотят быть толстыми? Нет, все стремятся похудеть!

 

Поэтому не надо бояться завершения семилетнего цикла - в "толстых" годах слишком много сахара – пришло время следить за фигурой.

 

 

Источник: Bankir.Ru