Министр энергетики Казахстана в ходе заседания правительства, прошедшего 23 ноября, сообщил о том, что сроки модернизации Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов могут быть перенесены. Причиной является нехватка средств, рассказал он. Как отметили опрошенные «Литером» эксперты, повышение цен на ГСМ и рост акцизов могут быть напрямую связаны с проблемами модернизации казахстанских НПЗ и зависимостью республики от российского топлива. «Три завода модернизируются, по информации, которая у нас есть по АНПЗ – Атыраускому нефтеперерабатывающему заводу, – на сегодня проблем нет, строительно-монтажные работы будут закончены в декабре 2016 года и начнутся пусковые работы. Программа модернизации Павлодарского НПЗ была скорректирована в сторону уменьшения затратной части. Есть проблема с дофинансированием второй фазы стоимостью 400 млн тенге, вопрос, насколько знаем, не решен. По шымкентскому заводу обсуждали на межведомственной комиссии – вопрос государственных гарантий либо финансирования его через коммерческие банки, которым занимается наш Банк развития. Во время поездки в Китай, надеюсь, будем решать этот вопрос окончательно. Если вопрос финансирования не будет решен своевременно, возможна сдвижка, наверное, небольшая, окончания строительно-монтажных работ с 2016-го на 2017 год», – пояснил министр энергетики.

 

Ранее сообщалось, что модернизация всех трех НПЗ в Казахстане должна быть завершена в 2016 году, хотя изначально предполагалось, что еще в рамках реализации первой программы ГПФИИР должна быть осуществлена модернизация всех трех казахстанских НПЗ и перевод их на стандарт «Евро-4».

 

Стоит отметить, что три казахстанских НПЗ могут перерабатывать примерно 14,5 млн тонн сырья в год при потребности Казахстана в 17–17,5 млн. Наиболее эффективным является Шымкентский НПЗ, на котором ежегодно перерабатывается около 6 млн тонн нефти. Вместе с тем уровень переработки нефти на казахстанских НПЗ с трудом достигает 45%, в то время как в среднем в мире этот показатель составляет 85–90%.

 

По данным АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», стоимость модернизации Атырауского НПЗ составит 3,1 млрд долларов, Шымкентского НПЗ – 1,8 млрд долларов и Павлодарского НХЗ – 700 млн долларов. Всего на модернизацию НПЗ планируется затратить 5,65 млрд долларов, хотя первоначально на эти цели закладывалось 3,5 млрд долларов. В свете финансового кризиса все реже поднимается вопрос строительства четвертого НПЗ, с которым связывают обретение Казахстаном топливной независимости. Напомним, что сейчас республика на треть зависит от поставок топлива из России, что отражается и на стоимости ГСМ. 

 

В поисках внутренних резервов

 

Между тем на этой неделе Министерство национальной экономики (МНЭ) в комментарии казахстанским СМИ сообщило, что цена на бензин в связи с повышением с 25 ноября 2015 года акцизов на ГСМ вырастет на 3,9% (на 5 тенге). 
В комментарии МНЭ подчеркивается, что сделано это в целях обеспечения экономической безопасности, исходя из сложившейся экономической ситуации по ценообразованию на нефтепродукты. «Повышение ставок акцизов позволит избежать дестабилизации ситуации на рынке Казахстана, обеспечит поступление налогов в бюджет по системным мерам экономической политики о «восполнении 1% дефицита за счет внутренних резервов», что было озвучено Главой государства 19 августа 2015 года на совещании в Акорде. На решение о повышении ставок акцизов на нефтепродукты повлияло следующее обстоятельство: 4 сентября 2015 года правительством РК принято решение о прекращении государственного регулирования цен на бензин марки АИ-92, в результате на сегодняшний день стоимость бензина марки АИ-92 выросла со 108 тенге до 128 тенге за 1 литр. Однако надо учитывать тот факт, что в Казахстане существуют два ценообразования на нефтепродукты. Это внутреннее ценообразование и недостающее, импортируемое из РФ. В целях экономического стимулирования импорта из РФ в Казахстан и покрытия дефицита было решено прекратить государственное регулирование цен на бензин марки АИ-92, при этом часть сверхдоходов, получаемых внутренними производителями за счет увеличения цены на бензин, «изъять» в бюджет в виде акцизов», – подчеркнули в МНЭ.

 

Все для пополнения бюджета

 

Директор компании Oil Gaz Project Жарас Ахметов заметил, что в текущих условиях, когда тенге слабеет, поставка нефти на НПЗ становится все менее выгодной для нефтедобывающих компаний. Например, производство бензина в январе–октябре этого года составило 92% от соответствующего периода прошлого года, а если сравнивать октябрь 2015 года с октябрем 2014 года – всего лишь 69%. Своевременно проведенная модернизация увеличила бы общую рентабельность бизнеса даже при нынешнем уровне цен на ГСМ и позволила бы увеличить закупочные цены на нефть, убежден эксперт. По его словам, повышение акцизов направлено на рост бюджетных доходов. Эта мера, скорее всего, отрицательно скажется на внутреннем нефтетрейдинге, убежден Жарас Ахметов.

 

Нефтегазовый аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что дополнительные финансовые поступления в виде акцизов в какой-то степени помогут завершить модернизацию НПЗ. Он подчеркнул, что строительство современного НПЗ является очень непростым делом. Например, в России с начала 90-х годов был построен лишь один такой завод – Танеко, принадлежащий Татнефти. Его доля в российской нефтепереработке составляет примерно 3%.

 

«Казахстан отказался от государственного регулирования цен на бензин. Я полагаю, что это существенно снизило риски появления дефицита топлива. В рамках ЕАЭС его оптовые цены для российских и казахских потребителей примерно одинаковые. Я полагаю, что ставки акцизов мало зависят от мировых котировок нефти. Бюджет это не особо интересует. Государство должно функционировать при любых условиях. Ранее действующие ставки акцизов были утверждены в начале текущего года при курсе 178 тенге за доллар США. Сейчас ситуация поменялась, за доллар дают уже более 300 тенге. В таких условиях повышение акцизов выглядит вполне логичным. В России, кстати, их тоже повысили после обвала рубля. Следует отметить, что наряду с падением мировых цен на нефть в Казахстане еще и не так сильно растет ее добыча, как хотелось бы. Правительственный прогноз на 2015 год был снижен с 80,5 млн тонн до 79 млн. Вместе с тем я не думаю, что рост акцизов как-то связан с нефтепереработкой. Ведь они идут в доход Республики Казахстан, который впоследствии тратится на различные государственные нужды в соответствии с утвержденным бюджетом. А тарифы НПЗ растут вместе с инфляцией. Они не могут быть увеличены в произвольном порядке, так как за этим следит Антимонопольный комитет Казахстана», – подчеркнул Дмитрий Лукашов.

 

В условиях неопределенности

 

Председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов заметил, что при свободном курсообразовании стоимость нефти на мировых рынках компенсируется обесцениванием тенге, поэтому в тенговом выражении стоимость нефти не падает. Вследствие этого и не происходит удешевление бензина в тенге, но за счет других факторов, таких, как подорожание стоимости переработки и стоимости транспортировки, цена бензина возрастает. В свою очередь поднятие тарифов на переработку обусловлено необходимостью обслуживания долгов, направленных на реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов.
Экономический аналитик Ибраш Нусупбаев сказал, что любой перенос сроков строительства или модернизации в значительной степени повышает стоимость итоговой продукции, так как у хозяев данного предприятия возникает масса дополнительных расходов: от непредвиденной консервации до выплаты штрафов за невыкуп заказанного оборудования. Все эти дополнительные расходы целиком будут заложены в итоговую стоимость продукта. А если оборудование было уже выкуплено и пролежало на складах в ненадлежащих условиях, что чаще всего и бывает, то это скажется и на качестве производимого продукта. По его словам, в целом консервация строительства или приостановленная модернизация производства увеличивает стоимость на 20–25% в год.

 

«Учитывая, что Казахстан обладает приличным запасом нефти, любой кредитно-финансовый институт мира с удовольствием выдаст любой кредит Казахстану для строительства или модернизации НПЗ, так как риск невозврата кредита минимальный, а доход высокий. Во-первых, нефть в стране есть. Во-вторых, нефтепродукты будут пользоваться всегда высоким спросом во всех странах мира. В-третьих, если тонна сырой нефти, условно говоря, даст доход 100 единиц, то тонна переработанной нефти – 1200 единиц. Однако Казахстан предпочитает брать не кредиты, а стремится получать китайские инвестиции на модернизацию Шымкентского НПЗ. Даже если модернизация НПЗ будет проведена на высоком уровне и качество продукции станет полностью соответствовать мировым стандартам, то казахстанцы продукцию наших НПЗ не увидят, так как их владельцы начнут ее продавать в полном объеме в другие страны мира, где цена на топливо выше, чем в Казахстане. Перспектива же строительства четвертого НПЗ полностью зависит от казахстанских чиновников», – отметил Ибраш Нусупбаев.

 

В поисках дотаций

 

Однако, по словам Жараса Ахметова, сейчас более эффективно расширять действующие производства и увеличивать глубину переработки, чем строить новый НПЗ. Если на действующих мощностях за счет расширения крекинга или замедленного коксования удастся увеличить выход светлых продуктов до 90%, это не только избавит Казахстан от зависимости от российского экспорта, но и позволит открыть экспорт светлых нефтепродуктов.

 

«Постоянный перенос сроков окончания уже утвержденной программы модернизации и неясность с программой углубленной переработки отдаляет от нас этот светлый день на неопределенный срок. Поэтому в сложившейся структуре рынка торговли нефтепродуктов инвестиционная привлекательность нового НПЗ сомнительна, потому до сих пор и не приступили к его строительству. Что касается дефицита ГСМ, то мы видим снижение объемов производства, но острого дефицита не наблюдаем. Скорее всего, с ухудшением экономической конъюнктуры сокращается и потребление», – сказал Жарас Ахметов.
А вот экс-глава Казахстанского института развития индустрии, независимый консультант Ануар Буранбаев видит другую причину как отсрочки модернизации трех НПЗ, так и строительства четвертого. По его словам, все эти проблемы связаны со слишком поздней отменой регулирования цен на бензин, которую нужно было проводить в «жирные» годы. Из-за регулирования цен на бензин его производство было непривлекательным бизнесом, что привело к отсутствию интереса к строительству четвертого НПЗ.

 

«Повышение цен переработчиков на услуги переработки – вполне рациональный шаг, если смотреть их обязательства в валюте по займам, взятым на модернизацию. При регулируемых ценах на продукцию и стоимости переработки какой бизнес пойдет сюда? Плюс нет долгосрочной стабильности в поставках. Нужно понимать, что топливо не может быть дешевым без дотаций. Когда говорят про страны Персидского залива и низкую стоимость топлива там, то забывают про дотации, которые идут на это. Мы себе этого позволить не можем, поэтому и возникают все эти проблемы как с нехваткой топлива, так и с отсрочкой модернизации НПЗ», – заметил он.

 

 

Источник: Литер