С начала нынешнего года увеличился размер месячного расчётного показателя (МРП), Хотелось бы знать, сколько теперь придётся платить за то или иное нарушение ПДД? И вообще, логично ли устанавливать такие суммы взысканий в то время, когда доходы населения стремительно снижаются и далеко не каждый водитель, даже при всём желании, может оплатить выписанный ему штраф?
За что и сколько
Учитывая, что размер МРП в текущем году составил 2121 тенге, то есть на 139 тенге больше, чем в прошлом (1982тенге), увеличилась и сумма штрафов. Так за управление транспортным средством (ТС) без водительских прав или временного удостоверения, выданного вместо них, а также без страхового полиса по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, сумма штрафа составит 10 605 тенге (5 МРП). При уклонении от заключения договора об обязательном страховании и вовсе придётся заплатить 42 420 тенге (20 МРП). За управление ТС водителем, не имеющим права управления соответствующей категорией транспорта, штраф составит 31 815 тенге (15 МРП). А за управление ТС водителем, лишённым водительских прав, придётся заплатить 21 210 тенге (10 МРП). За управление ТС, не прошедшим технический осмотр, а также с нечитаемыми или нестандартными госномерами, опять же придётся выложить 10 605 тенге. Езда без госномеров обойдётся в 31 815 тенге, а в случае их подделки - в 42 420 тенге, а то и вовсе можно лишиться водительских прав на год. Ещё дороже будет стоить установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специштьных световых или звуковых сигналов (кроме охранной сигнализации) - 53 025 тенге (25 МРП). Отдельно стоит напомнить о превышении допустимой скорости. Если оно составляет от 10 до 20 километров в час, то удастся отделаться штрафом в 21210 тенге. От 20 до 40 километров в час - 31 815 тенге. Более 40 километров в час - 63 630 тенге (30 МРП).
Суммы штрафов за другие нарушения на дороге колеблются от 10 605 до 42 420 тенге. Исключение составляет нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведённых для инвалидов, - 106 050теиге (50 МРП). Ещё больший штраф - в 424 200 тенге (200 МРП) – предусмотрен для водителей, управлявших ТС в нетрезвом виде, к которым нельзя применить административный арест (беременные, пенсионеры и т.д.). Для всех других любителей употребить алкоголь или наркотики за рулём предусмотрено автоматическое лишение водительских прав и водворение в спецприёмник для адмарестованных на срок, установленный решением суда.
Надо бы снизить, да не хотят
Что касается второго вопроса, то Генеральная прокуратура РК ещё в ноябре прошлого года предлагала снизить штрафы за основную массу нарушений ПДД. На коллегии Генпрокуратуры сё представитель Асет Чиндалиев признал, что увеличение сумм взысканий в отношении водителей не привело к снижению правонарушений на дорогах, а лишь снизило собираемость штрафов. Причины понятны: во-первых, доходы населения уменьшились, во-вторых, с 2001 года размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз, тогда как среднемесячная зарплата повысилась в 7 раз. В результате максимальный штраф за превышение скорости - это весь месячный оклад среднестатистического бухгалтера или две зарплаты охранников и водителей.
Также он отметил, что в стране наблюдается закономерность: чем меньше размер штрафа, тем выше его собираемость. Соответственно, чем выше сумма штрафа, тем меньше шансов на то, что он будет уплачен. В частности, самая высокая собираемость у штрафов за управление автомашиной без документов - 63%. А вот максимальный штраф - 396 тысяч тенге (из расчёта МРП 2015 года) - уплачивают в 17 случаях из 100.
В начале декабря прошлого года этот вопрос подняли и народные избранники. Воспользовавшись тем, что на пленарном заседании мажилиса, где обсуждаюсь внесен не поправок в закон «О дорожном движении», пришёл министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, депутаты забросали его предложениями снизить штрафы за нарушение ПДД. В ответ Калмуханбет Нурмуханбетович сообщил, что вопрос требует широкого обсуждения, а также напомнил о существующих скидках на штрафы, когда нарушитель оплачивает их в течение недели.
Ну а в ответ на запрос народных избранников, выступивших с инициативой изменений Кодекса об административных правонарушениях, бюджетная комиссия и представители Минюста отказались снижать суммы штрафов за нарушение ПДД. По их мнению, Административный кодекс был недавно обновлён и менять его вновь неразумно.
Стимул для коррупции
Высказать своё мнение по этому вопросу мы попросили юриста Сергея Уткина:
- Штрафы за основные нарушения ПДД составляют 5-10 МРП, то есть, грубо говоря, 10-20 тысяч тенге. Но таких денег у подавляющего большинства водителей нет. Да, сейчас предусмотрели возможность, что если в течение недели штраф оплачиваешь, то можно заплатить 50%. Но даже половина минимального штрафа составляет 5 тысяч тенге. Те, кто ездит на простых машинах, а их в Казахстане 80%, просто не имеют этих 5 тысяч. Поэтому, совершив мелкое нарушение, дают полицейским в качестве взятки 1 -2 тысячи тенге. И те на такую сумму соглашаются. Потому что понимают, что больше с обычного водителя не взять. То есть, на мой взгляд, это, так сказать, рыночная цена взятки, которая фактически складывается. А если учесть, что ещё с советских времён половиной официального штрафа условно рассчитывался размер взятки «гаишнику»,то, наверное, именно та сумма, которую реально «тянут» водители, и должна составлять половину штрафа. Да, сейчас с коррупцией борются, и полицейский может привлечь взяткодателя к уголовной ответственности и получить за это премию. Но лично у меня из разговоров с автолюбителями не сложилось мнения, что взятки они давать перестали. Конечно, с годами коррупции становиться меньше. Полицейские стали чаше оформлять протоколы, чем брать взятки. Но тем не менее, по моему мнению, больше половины всех взаимоотношений водителя и полицейского на дороге оканчиваются взяткой. И все эти огромные штрафы ещё больше ведут к коррупции. Водителю проще отдать 1-2 тысячи, чем официально платить 5 тысяч, даже если это всего лишь половина наложенного на него штрафа. Поэтому я считаю, что на первом месте должна быть борьба с коррупцией. Вот когда мы увидим, что не 90% полицейских берут взятки, а как исключение только 10% - тогда можно увеличивать суммы штрафов. А пока у нас получается наоборот - увеличивая суммы штрафов, мы только улучшаем наполняемость карманов коррупционеров.
Что думают водители
Ерлан: «В Алматы невозможно ездить так, чтобы ничего не нарушить. Этому способствует сама система знаков, регулирования дорожного движения, отсутствие парковок. Такое впечатление, что всё делается специально, чтобы было как можно больше нарушителей, с которых можно собрать штрафы. А где люди должны брать эти деньги, почему-то никто не думает».
Нариман: «Чтобы платили штрафы, надо или их уменьшить, или зарплаты на уровне Европы сделать. На худой конец, надо смотреть на доходы населения, на зарплату проштрафившихся и в зависимости от этой суммы брать штрафы, например 1-2% от суммы ежемесячных доходов».
Чингиз: «Думаю, нужно определить размеры штрафов по ПДД от стоимости авто. Самые грубые и наглые нарушения совершают владельцы дорогих авто - например, «мерседесы» S-Класса, «бентли» и т.п. Тогда, как говорится, мы предотвратим гниение рыбы с головы».