Визит главы турецкого правительства в Казахстан стал ярким проявлением экономического подхода к дипломатии. Анкаре нужны транспортные пути в обход России и выход на российский рынок в обход ее санкций

Только бизнес

Минувший уик-энд ознаменовался крайне важным событием не только для политики, но и экономики. Визит в Астану турецкого премьера Ахмета Давутоглу и его переговоры с Нурсултаном Назарбаевым и Каримом Масимовым в информационном пространстве однозначно были связаны наблюдателями только с одной причиной – противостоянием между Москвой и Анкарой. Разногласия были лишь в оценке задач. Одни полагают, что Турция ищет через казахстанского лидера подходы к Путину, другие считают, что Казахстану предлагается роль не посредника, а союзника турецкой стороны. И отсюда жаркие споры в Сети на тему о том, к чьему лагерю лучше примкнуть нашей стране. Споры заведомо бесплодные и беспредметные, где-то даже по-детски наивные. Вроде: ты за «белых» или за «красных»?

 

Политики прекрасно понимают, что Астана не будет демонстративно принимать чью-либо сторону, тем самым вступая в конфликт с другой. Президент Казахстана во время встречи с Давутоглу еще раз подчеркнул это предельно ясно: «Для нас также большой проблемой стал кризис в отношениях между Турцией и Россией. Обе страны являются нашими важными союзниками и партнерами», - сказал он.

 

Поэтому никто вопрос о выборе стороны и не ставит. Интерес Анкары более прагматичен и заключается в том, чтобы минимизировать потери от санкций,  введенных Москвой, а также снизить зависимость от российской экономики, в первую очередь, в энергетической сфере.

 

Это показывает и пример Азербайджана, который оказался в похожей с Казахстаном ситуации, имея хорошие отношения и с Россией, и с Турцией. В конце прошлого  года Давутоглу посетил Баку, и там никто не требовал от Азербайджана антироссийской риторики или признания в любви в Турции. Зато был решен конкретный деловой вопрос - по итогам визита прозвучало заявление о решении ускорить строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP)  и завершить его раньше, чем к 2019. По этой трубе азербайджанский газ сможет поставляться через Грузию в Турцию, а далее – в Грецию и Италию, предварительно речь идет о мощности 16 млрд кубометров в год. В перспективе рассматривается и возможность поставок по этому маршруту туркменского и иранского газа.

 

За какими деловыми договоренностями приезжал премьер Турции в Астану?

 

Общая труба

 

Казахстан, как и Азербайджан, является источником углеводородного сырья, и  этим, безусловно, интересен для Турции. Казахстанская нефть уже поставляется через Турцию – по транскаспийскому маршруту с дальнейшим использованием нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Объемы там небольшие, периодически падают до нуля, но все изменится с запуском добычи на Кашагане. Изначально вариант БТД рассматривался в качестве главного для вывоза кашаганской нефти. Сейчас решение по транспортировке в подвешенном состоянии, и Турции принципиально важно, чтобы чаша весов склонилась в пользу маршрута через ее территорию.

 

Также ей хотелось бы и подключения Казахстана к TANAP, однако здесь имеются большие сложности с логистикой. Если нефть доставляется через Каспий танкерами, то для газа нужна или труба по дну Каспия, или терминал для сжижения – и то, и другое дорого и в нынешних условиях вряд ли реалистично. Хотя даже намеки на подобные проекты – уже сильный козырь для Анкары в отношениях с Москвой.

 

Если говорить об интересах  Казахстана, то экспорт газа по южному направлению для нас пока на повестке дня не стоит. Вот направление экспорта кашаганской нефти вскоре действительно станет актуальным. И это – реальная тема для переговоров, особенно учитывая, что Казахстан стал одним из ведущих участников Северо-Каспийского проекта. 

 

Построить «товаропровод»

 

Второе направление, которое реально важно и для Турции, и для Казахстана, – это сохранение экономических взаимосвязей и, по возможности, их расширение. Причем речь идет не только о стремлении Турции обеспечить сбыт своих товаров. Для нас Турция – второй в Азии и пятый в мире внешнеторговый партнер. По данным статкомитета, за январь-ноябрь 2015 товарооборот между двумя странами составил $2,6 млрд, на его долю пришлось 3,6% казахстанской внешней торговли (за аналогичный период 2014 – 2,7%). При этом наш экспорт в Турцию ($1,9 млрд) в 2,7 раза превысил импорт ($700 млн). На турецкий рынок пришлось 4,4% внешних поставок казахстанских товаров (в 2014 – только 2,7%).

 

Так что нашему бизнесу, также как и турецкому, меньше всего нужно, чтобы объемы сделок падали из-за проблем, вызванных санкционным противостоянием. Поэтому в Астане, во-первых, несомненно, обсуждался поиск альтернативных транспортных маршрутов в обход России – и не из политического принципа, а из экономической необходимости. 31 января на станцию Достык прибыл экспериментальный контейнерный поезд, проехавший по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан - Казахстан – Китай. Первый блин оказался комом, экономика проекта подвергалась жесткой критике. Но маршрут все же проложен. И турецкие компании вполне могут его использовать в случае налаживания сообщения.

 

Вторая тема – это то, что стоит за словами Давутоглу: «Если Турция – это «двери» в Европу, то Казахстан для Турции – путь на Евразийское пространство». Понятное дело,  что о присоединении Турции к ЕАЭС речь уже не идет. Но для выхода на общий рынок союза это и не требуется. Достаточно отладить схемы, позволяющие проводить поток турецких товаров в Россию через Казахстан. Учитывая все политические нюансы, для этого не годится простой реэкспорт – в больших объемах он не получится и вызовет лишние проблемы с Москвой.  Нужны гораздо более продуманные подходы,  которые и юридически, и экономически обеспечат товарам казахстанское происхождение или содержание. И это уже интересно не только Турции, но  нам, поскольку связано с созданием добавленной стоимости в Казахстане. 

 

 

Источник: Forbes.kz