Nommi: история создания от краудфандинга до Amazon
В сентябре на мировой рынок поступит первая партия уникального wi-fi-роутера, позволяющего получить доступ к сети интернет в любой точке мира. Появление девайса в продаже ждут люди, чей стиль жизни или работы связан с дальними командировками и поездками. Под него уже заранее подготовлено место на виртуальной «полке» онлайн-магазина Amazon — менеджеры маркетплейса сказали, что прекрасно знают запросы своей аудитории и уверены в успехе продукта.
Роутер называется Nommi, это продукт алматинских предпринимателей Алены Ткаченко и Кайрата Ахметова. В беседе с «Капитал.kz» они рассказали, как нащупали интересный рынок, разработали под него продукт и зарегистрировали компании в США и Сингапуре, чтобы обеспечить его выпуск и доставку до потребителей.
«Роутер, который работает везде – увлекательная идея. Хорошо, что мы не знали вначале, сколько работы ждет нас впереди, – смеется Алена Ткаченко. Алена и Кайрат – друзья с общими интересами. Идея пришла авторам в голову, когда по делам они разъехались по разным странам и в силу некоторых технических причин остались без связи».
Дело в том, что путешественники, перемещаясь по странам, сталкиваются с необходимостью либо оплачивать дорогой роуминг, либо приобретать сим-карты местных провайдеров связи. Выбор тарифа в неизвестной стране не всегда бывает удачным.
Алена и Кайрат подумали, что решение этой проблемы раскроет перед ними интересную рыночную нишу. И в 2016 году, проанализировав рынок роутеров, партнеры открыли офисы аренды мобильных девайсов в Алматы и Астане. «Мы размещали рекламу на форумах путешественников, в социальных сетях. Для туристов это было удобное решение, которое полностью ограждало их от ошибок с выбором тарифа сотовой связи в незнакомой стране. Они делали на нашем сайте предварительный заказ и оплачивали аренду, мы получали взнос, гарантирующий возврат девайса, и по прилету вручали его клиенту, – говорит Алена Ткаченко. – Средний суточный чек составлял $7-10, маржинальность была низкая, позволяла нам выводить бизнес в ноль. Возвращая роутер, клиенты часто сетовали, что им хотелось бы увезти его с собой. И тогда мы пришли к идее сделать универсальный продукт для самого широкого, глобального рынка».
По сути, аренда роутеров держалась на идее покупки интернет-трафика оптом и продажи его по более высокой цене. Клиент получал гарантированно 1 гигабайт бесперебойного трафика в сутки.
Предприниматели оценили особенности этого рынка и открыли для себя дополнительные технологические особенности оборудования, работающего на так называемых виртуальных сим-картах. Также они решили, что будет неплохо расширить технические возможности девайса, дополнив их VPN, доступом к базе Wi-Fi-паролей всего мира и пауэр-банком.
По словам Алены Ткаченко, конкурентов в этом сегменте немного, ведь все имеющиеся на рынке роутеры для путешествий имеют большой минус – они полезны в поездке и совершенно не нужны дома. Алматинские предприниматели решили создать девайс, который был бы полезен везде. Они назвали его Nommi – nomadic myfi, спутник современных цифровых кочевников, удовлетворяющий их потребности в надежной связи.
Если прибор не подключается автоматически, потому что пароля в базе нет, владелец может его узнать и внести в общую базу данных в обмен на премиальный доступ к интернету
Идея хороша – но как понять, насколько она важна для глобального рынка? Опыт, полученный на маленьком местном рынке, не стоило принимать во внимание всерьез. И для оценки глобального спроса создатели роутера решили провести краудфандинг. На маркетинг и разработку конечной формы продукта ушло 5 месяцев: было важно, чтобы девайс выделялся из общего ряда и визуально.
Сначала планировали провести сбор денег на Kickstarter, для чего зарегистрировали компанию в США, но позже изменили решение в пользу Indiegogo. Помимо этого виделось, что главный рынок для Nommi – именно Америка. И действительно, треть всех заказов поступила из США. Однако по показателю конверсии, стоимости привлечения клиентов самым выгодным регионом оказались страны Юго-Восточной Азии, хотя в общей доле предзаказов здесь было сделано 20%. Потому главное торговое представительство Nommi открыто в Сингапуре, вся инженерная часть сосредоточена в Казахстане.
Краудфандинг обеспечил 2500 предзаказов на сумму $130 тысяч. Заказчики получат роутер в конце сентября. Сейчас Алена Ткаченко и Кайрат Ахметов ищут инвестиции в размере $400 тыс., чтобы обеспечить эффективный бесперебойный рост производства.
Подготовлено kapital.kz