Российские ИТ-компании опоздали на рынок облачных услуг, но еще не потеряли надежду как-то исправить ситуацию?, об этом в материале Forbes.ru.

«Яндекс» запустил собственную облачную платформу. Для российского ИТ это громкое событие — на рынок облачных услуг выходит самая дорогая компания Рунета. Интернет-гигант сразу обозначил серьезность намерений, установив тарифы «Яндекс.Облака» гораздо ниже, чем у конкурентов. Как это событие повлияет на российский рынок?

Впервые «Яндекс» объявил о приходе на рынок облаков еще в 2016 году. После этого компания не освещала эту тему до середины 2017 года, когда серьезным ходом стал приход в компанию Яна Лещинского, бывшего топ-менеджера Salesforce и Amazon Web Services — известных облачных сервисов. Но удастся ли составить им конкуренцию?

Российские гиганты запустили собственные облачные сервисы слишком поздно. Изменение законодательной ситуации дает им второй шанс: 1 сентября 2015 года вступил в силу Закон 242-ФЗ, который обязал компании собирать, обрабатывать и хранить все персональные данные граждан на территории РФ. О дате старта закона ИТ-рынок узнал в конце 2014 года — тогда бы и было уместно начать предоставлять свои услуги. Возможно, не получилось бы сразу заработать много денег: рынок облачных услуг в 2014 году в России составил $336 млн, а это некритичная сумма для российской ИТ-индустрии. Зато к текущему моменту российские компании смогли бы пересадить на свои облачные сервисы почти все российские ИТ-компании и поделить между собой уже $422,11 млн, которые заработал рынок облачных сервисов России в 2017 году.

В 2015 году закон исполняли весьма формально. А уже весной 2018 года появился реальный риск сегментации и изоляции Рунета из-за начала блокировок Telegram «Роскомнадзором». Вместо опального мессенджера один за другим оказывались недоступны международные сервисы крупнейших корпораций. Выяснилось, что многие сервисы, даже локализовав персональные данные на территории РФ, продолжают использовать западные облака для собственной инфраструктуры.

Блокировки привели к миллионным убыткам — всем, кто работает на российскую аудиторию, срочно понадобилось российское облако. Спрос на услуги российских cloud-поставщиков вырос на 30-60%.

Конкуренция

Уже в 2016 году «Яндекс» встречался со специалистами «1С-Битрикс» (и, думаю, других российских компаний), чтобы узнать типичные сценарии работы с облачным сервисом — чувствовалось, что ведется системная работа.

Интересная особенность запуска «Яндекс.Облака»: компания объявила о запуске публично, но тестирование пока проходит в закрытом режиме. Похоже, «Яндекс» планирует провести «чистый» запуск без фундаментальных багов всей облачной инфраструктуры. Такая стратегия позволяет сделать большой системный продукт. Конечно, есть опасность отстать от конкурентов, которые уже собрали клиентскую базу. Но «Яндекс» явно стремится стать большим облачным игроком и «отгрызть» долю у конкурентов: Amazon, Microsoft, Google, Mail.ru.

Одним из основных конкурентов «Яндекса» будет второй крупный российский игрок на рынке облаков — Mail.ru. Его стратегия вывода продукта на рынок сильно отличается: Mail.ru Group доводит любой новый сервис до MVP (Minimum viable product — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями) и «выкатывает» его для пользователей, чтобы максимально охватить аудиторию, быстро собирать обратную связь и на ее основании дорабатывать продукт. В конце 2016 года компания запустила облачное хранилище для бизнеса, а потом предоставила и прочую инфраструктуру. На волне бума нейронных сетей и машинного обучения были запущены облачные вычисления на базе GPU (видеокарта, которая ускоряет обучение ИИ), а также инструменты для работы с Big Data — Hadoop и Spark в облаке.

Стратегия Mail.ru позволяет быстро набрать клиентов и тестировать на них новые функции. Но у пользователей может сложиться впечатление, что не все сервисы срастутся в систему, потому что они запускаются по одному. Это может остановить некоторых клиентов, потому что обычно предпочтение отдается универсальным продуктам.

Как изменится ИТ-рынок

Локальные игроки гораздо привлекательнее для российских компаний по нескольким причинам:

  1. Все персональные данные пользователей будут автоматически храниться в России.
  2. Конечная стоимость услуги в рублях — скачки курсов валют менее болезненны.
  3. Data-центры находятся в России, ближе к пользователям — все будет работать быстрее.
  4. Техподдержка и аккаунт-менеджеры говорят на русском языке.

Эти факторы важны для всех компаний и корпораций, которые серьезно работают и зарабатывают на территории России. Возможно, мы идем по дороге Китая. В поднебесной Alibaba Cloud почти полностью захватил весь местный рынок и не пускает других игроков, а теперь еще и выходит с родного рынка на весь мир. Для «Яндекса» также будет разумным поставлять инфраструктуру не только для отечественных пользователей. У компании давно есть дата-центры вне России, и они могут быть интересны иностранным клиентам, которые активно работают с российским рынком, но не желают полностью переносить свою деятельность в Россию.

Успех облачного продукта будет зависеть от наборов облачных сервисов и их качества. У «Яндекса» серьезная экспертиза в распознавании речи, в том числе для сложного русского языка. Если они перенесут этот опыт на другие языки и представят облачные инструменты для работы с распознаванием и генерацией речи, как это уже делает Amazon, — получится заманчивый набор услуг.

Наш локальный рынок облаков еще в зачаточном состоянии. Проблема в качестве сопутствующих сервисов: объектных хранилищах, балансировщиках, облачных DNS. Этот набор инструментов дают единицы игроков отечественного рынка. При этом на Западе Amazon и Microsoft без проблем покрывают десятками сервисов все потребности клиентов. У «Яндекса» есть шанс занять их место в России.

В любом случае «Яндекс.Облако» составит серьезную конкуренцию всем действующим игрокам и расшевелит рынок.