Облачный сервис Elastic занимается поиском. Казалось, что на этом рынке безраздельно царствует Google, но молодая компания нашла такую нишу, что поисковый гигант пользуется ее услугами

Стартап Elastic занимается поиском в облачных базах данных и визуализацией информации. Можно ли в этом секторе заработать при живой корпорации Google, которая стала синонимом поиска? Теперь труды Elastic оценит рынок: она провела подготовку к IPO, и с 5 октября ее акции будут торговаться в свободном обращении на бирже NYSE. Это желанный момент для каждого стартапа: выход на биржу позволяет сравнительно недорого привлечь значительные средства на развитие, но при этом приходится пройти строгую оценку своего бизнеса — отныне капитализацию компании будет оценивать свободный рынок, а не тесный круг инвесторов.

Elastic заинтересовала инвесторов еще до старта торгов на бирже: из-за высокого спроса первоначальная цена ценных бумаг во время так называемого pre-IPO повысилась на 24%, а капитализация составила более $2 млрд. За счет каких технологий основателям удалось создать нового единорога?

Поиск — давно освоенное направление, где трудятся уже многие компании. Но Elastic имеет уникальную масштабируемость, то есть эффективно решает задачи компаний разного размера. Это удается за счет модели по концепции SaaS (программа как услуга): то есть сервис Elastic запущен на облачном сервисе, а пользователь подключается через интернет, и по мере его потребностей под его запросы выделяется все больше ресурсов.

Объем основного для Elastic рынка — поиск по сайтам и мобильным приложениям по модели SaaS — более $45 млрд. Технологии Elastic позволяют ей лидировать в сфере поиска в облачных базах данных и их анализа с помощью искусственного интеллекта. Вторая особенность — масштабируемость бизнеса. Клиент встраивает ее API (программную библиотеку) в свой код и пользуется сервисов по модели Freemium (базовые услуги — бесплатно, дополнительные — за деньги), что позволяет компаниям разного размера подстраивать расходы под запросы своего бизнеса.

Все еще думаете, что если вы перешли с Google на «Яндекс», то используете исключительно российскую технологию? Возможно, но российские платежные системы, включая «Яндекс.Деньги», в последние годы использовали услуги ElasticSearch. С американской Elastic сотрудничают даже китайские бренды, включая гиганта розничной торговли Alibaba, и сам Google.

Финансовая привлекательность стартапа объясняется отсутствием долга и сравнительно выгодной оценкой стоимости — 13 годовых выручек. На pre-IPO капитализация Elastic достигла $2,29-2,47 млрд, или $33-$35 на акцию. Если цену к продажам по верхней границе диапазона ESTC соотнести с темпами прироста (+79%), то получается потенциал роста на +83,5%. Если такой прогноз вам кажется оптимистичным, напомним, что ближайший аналог для сопоставления стоимости — конкурирующая фирма под названием Splunk (SPLK) — на pre-IPO в 2012 году стоила $17, а в настоящее время торгуется по $115. Создать конкуренцию Google на его поле — значит получить часть его миллиардов.

 

По материалам forbes.ru