Где современной организации найти директора данных – Chief data officer?
Больше 10 лет прошло с момента появления термина Big Data («большие данные»), введенного редактором журнала Nature Клиффордом Линчем в специальном выпуске этого издания, посвящённом взрывному росту мировых объёмов информации. С тех пор термин вырос в новую глобальную индустрию с заоблачными показателями в деньгах и темпах роста. К примеру, по данным аналитиков IDC, до 2022 года объём доходов от Big Data вырастет до $260 млрд со среднегодовым темпом роста 12%.
Внедрение Big Data может стать успешным, превратив организацию в лидера рынка и data-driven-компанию, как это произошло с Amazon, Netflix, Yandex и многими другими гигантами. Однако, по данным аналитиков Gartner, только 15% проектов по Big Data достигают своих целей и получают ожидаемый доход. На невероятно низкий процент успеха влияют многие факторы: неправильная постановка целей в стратегии по работе с большими данными, отсутствие необходимых навыков и слабые коммуникационные процессы внутри компании.
С чего начать трансформацию ИТ-ландшафта и бизнес-подходов для достижения максимального эффекта от Big Data? Во многом это зависит от человека-драйвера, который потянет за собой всё управление данными и их монетизацию. На Западе уже более 6 лет в этом направлении активно работают директора по данным (Chief Data Officer, CDO). В Казахстане по оценкам KPMG только 15% респондентов отметили наличие CDO в организации. Хотя в ближайшем будущем ожидается рост этого показателя до 25%.
Где бизнесу найти CDO, принимая во внимание, что вузы таких специалистов пока не выпускают? На нашем рынке единицы готовых CDO, заполучить которых непросто. Договориться о сотрудничестве с опытным CDO можно, однако будут ли его компетенции релевантны специфике вашей организации?
– Мировой тренд цифровизации бизнеса для удовлетворения потребностей клиентов фундаментально невозможен без управления данными (Data Governance). Что касается CDO, то с Запада к нам идёт мировой опыт, который помогает понимать функции, обязанности и важность CDO в современной компании. На роль CDO лучше всего подходят люди из бизнеса, которые имеют современные аналитические навыки, при этом сочетают креативность с системностью. Работа с большими данными – это непрерывный поиск. И если компания завтра не хочет остаться за бортом цифровой трансформации, следует уделить внимание месту и роли CDO в бизнес-процессах компании, - считает CD&OO Альфа-Банк Казахстан Максат Нуриденулы.
– Данные – это важный актив. Достижение стратегических целей возможно только через создание ценности для клиентов. Наша задача не только понимать текущие потребности клиентов, но и предугадывать новые. Для этого необходимо создавать непрерывный поток данных, их обработку, необходимо строить предиктивные модели, выводить онлайн-предложения, внедрять передовые технологии, развивать инфраструктуру и многое другое, - уверена CDO Сбербанк Казахстан Светлана Махмутова. – CDO – это менеджер, который знает ценность данных, верит в их возможности, способствует развитию организации на основе данных, внедряет культуру принятия решений на основе моделей и аналитики и обладает видением по трансформации компании. На пути перехода к data-driven-организации важна команда дата-инженеров, дата-сайентистов, дата-аналитиков, customer-journey-экспертов, которых также не выпускают вузы. Поиск и обучение соответствующих специалистов – это первое, с чего должен начать CDO.
С Максатом Нуриденулы и Светланой Махмутовой соглашается CEO казахстанского IT-разработчика «Prime Source» Евгений Щербинин:
– В наших проектах по внедрению технологий Big Data в самых прогрессивных организациях мы наблюдаем рост компетенции и получение необходимого опыта специалистами прямо во время реализации проектов. Вместе с опытными специалистами вендоров проектная команда проходит путь от анализа имеющихся источников данных и процессов, создающих ценность, до построения современного ИТ-ладшафта и организационных процессов управления данными. CDO является точкой консолидации усилий и ресурсов компании в проекте, становясь центром монетизации данных и развития принципов data-driven-организации.
Таким образом, мнение лидеров рынка подтверждает мысль Мартина Лютера Кинга: «Не обязательно видеть всю лестницу, чтобы сделать первый шаг». Специалисты советуют выбирать наиболее мотивированных и лояльных сотрудников с подходящими soft-skills и приступать к преобразованию собственной организации в компанию будущего.