Угроза военного конфликта на востоке Украины отпугнула самых отчаянных инвесторов, пишет rbcdaily.ru. На минувшей неделе закончился приток спекулятивных денег в Россию, свидетельствуют данные EPFR Global.
Приток средств инвесторов в фонды, ориентированные на Россию, продолжавшийся весь март, сменился оттоком. По данным EPFR Global, за минувшую неделю инвестиционные фонды потеряли 161 млн долл. (1,76% активов под управлением). За неделю из фондов ETF, куда обычно инвестируют спекулянты, было выведено 62 млн долл. Однако бегством спекулятивных капиталов отток не ограничился: еще 99 млн долл. вывели традиционные фонды.
«Отчетная неделя закончилась в среду, 16 марта, то есть в момент эскалации конфликта на Восточной Украине. Новый виток политического конфликта мог спровоцировать пересмотр стратегии в нескольких фондах и переток денег из России», — полагает экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин. С начала марта — все время обострения ситуации на Украине — ETF привлекали деньги в Россию, однако угроза военного конфликта на востоке страны отпугнула даже спекулянтов.
С декабря 2013 по март 2014 года инвесторы непрерывно выводили деньги из фондов, ориентированных на Россию. В марте, когда из-за обострения конфликта в Крыму российский рынок рухнул более чем на 10%, спекулянты почувствовали аппетит к риску. Весь март ориентированные на Россию фонды ETF привлекали деньги инвесторов. Приток за этот период составил 912 млн долл. Кузьмин объясняет мартовский интерес биржевых фондов к России ее более привлекательной оценкой по сравнению с другими развивающимися странами. «Россия оказалась дешевле остальных из-за политической напряженности, в том числе поэтому мы видели поток инвестиций», — говорит Олег Кузьмин.
Движение на рынке российских активов связано с геополитической обстановкой и событиями на Украине, согласен главный экономист банка HSBC по России и СНГ Александр Морозов. «Восприятие инвесторами этих рисков спровоцировало их выход из части российских активов. Геополитические риски существовали с начала марта, но для инвестора важно, как изменилась ситуация сегодня по сравнению со вчерашним днем или на этой неделе по сравнению с прошлой. Поэтому разговоры о военном конфликте спровоцировали отток», — говорит Морозов. По его словам, инвесторы смотрят на соотношение риска и доходности: если риск уменьшается, то инвестировать можно больший объем средств, если же увеличивается при той же доходности — нужно сокращать позиции.
Управляющий партнер УК «Третий Рим» Андрей Мовчан говорит, что судить об изменении настроений инвесторов по динамике одной недели не следует. «Причиной оттока в 160 млн долл., например, могут быть прошедшие в паре крупных фондов инвестиционные комитеты, где было принято решение сократить позиции в России. Возможно, они решили переложить эти деньги в Нигерию. В масштабах мировой экономики это ничто, говорить о глобальном оттоке нужно будет, если за неделю уйдут 10 млрд долл.», — уверен Мовчан.
Тем не менее с начала этого года из российских фондов было выведено в общей сложности 1,8 млрд долл., или 2,6% объема средств под управлением. Слабая надежда на то, что возросшая волатильность и потенциальная выгода смогут привлечь денежные потоки, развеивается, говорят участники рынка.
Согласно данным, приведенным Сбербанк CIB, инвестиции в фонды стран БРИКС составили 783 млн долл. (против 1,7 млрд долл. на предыдущей неделе). Наиболее значительным был приток средств в китайские фонды (305 млн долл.), несмотря на данные, свидетельствующие о замедлении экономического роста. На втором месте были фонды Бразилии (259 млн долл.), затем Индии (207 млн долл.), Тайваня (182 млн долл.) и ЮАР (114 млн долл.). В сегменте развивающихся рынков отток средств кроме России показала только Турция (минус 20 млн долл.).