Одним из ключевых событий ереванского саммита ЕАЭС в начале октября стало подписание соглашения о зоне свободной торговли Сингапуром. Ряд других решений, направленных на внутри- и внешнеэкономическое развитие интеграции, дал экспертам повод называть саммит историческим. О том, за решение каких проблемных вопросов в ЕАЭС выступает Кыргызстан, и какие возможности откроет перед союзом сотрудничество с Сингапуром, в интервью порталу «Евразия.Эксперт» проанализировал сопредседатель Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков.
– Игорь Альбертович, в ходе октябрьского саммита ЕАЭС был принят ряд важных для развития евразийской интеграции решений. Какие из них стали ключевыми для Кыргызстана?
– Октябрьский саммит ЕАЭС стал историческим, поскольку на нем было подписано соглашение о создании Зоны свободной торговли с Сингапуром, в финансовом плане влиятельной страной. Сингапур открывает возможности привлечения больших инвестиций в страны Евразийского союза, включая Кыргызстан.
У этой страны есть репутация «экономического чуда», и изучение этого опыта будет очень полезным в плане работы с финансово-инвестиционными проектами.
Непосредственно на саммите было подписано 13 различных документов. Одним из них стала концепция общего финансового рынка Евразийского союза. Как охарактеризовал этот документ сам Сооронбай Жээнбеков, он позволит повысить уровень доступности и качества финансовых услуг для компаний и граждан Союза.
– Тогда же были согласованы корректировки таможенных отчислений…
– Для Кыргызстана важным является и то, что обсуждались таможенные пошлины в рамках заседания. Доходы от этих пошлин формируются от размеров экспорта и в основном приходятся на Казахстан и Россию. Доля Кыргызстана, которая от них составляет 1,9%, осталась неизменной. Немного повысились отчисления для Беларуси, которая активно экспортирует свои товары на рынки ЕАЭС. Кстати, в 2018 г. Кыргызстан получил внушительную сумму от своей доли в пошлинах в размере более 16 млрд сомов.
– С какими вызовами сталкивается Кыргызстан в процессе евразийской интеграции?
– Было достаточно пламенное выступление Жээнбекова, который еще раз озвучил проблему устранения препятствий на рынке ЕАЭС для поставок товаров. Президент также отметил, что ЕАЭС за пять лет стало сильным объединением, было создано единое таможенное пространство. Однако напряженность в торговых отношениях между крупнейшими державами мира негативно влияет на ситуацию внутри Союза. Помимо геополитического и геоэкономического влияния, остается проблема торможения роста взаимной торговли. В частности, Жээнбеков обратил внимание на то, что страны ужесточают государственный контроль и создают дополнительные препятствия для движения товаров.
– Какие факторы влияют на возникновение подобных проблем?
– Тема препятствий и других барьеров возникает периодически, особенно это видно по задержкам грузов на кыргызско-казахской границе. Подобные проблемы еще остаются. Иногда они возникают и потому, что наши предприниматели пытаются провозить грузы с неверно оформленными документами, контрабанду – или это просто бюрократические проволочки.
Я бы отметил такой момент: проблемой евразийской интеграции является то, что национальное законодательство доминирует над правовыми документами ЕАЭС. Это одна из таких серьезных проблем, которая была и пока остается.
Жээнбеков в этой связи обратил внимание на то, что правительства должны предпринять соответствующие меры по устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС. Если эти препятствия не будут устранены, то, как считает президент, Союз может не достичь поставленных целей.
– Каковы ключевые точки роста ЕАЭС на современном этапе?
– У ЕАЭС есть немало возможностей для успешного развития. Но стоит сказать, что Кыргызстан, как это у некоторых считается, отстает в своем развитии, и необходимо сократить разрыв между экономическим развитием разных членов Евразийского союза.
В целом, можно отметить, что в Кыргызстане отдельные отрасли достаточно успешно адаптировались в евразийской интеграции. Например, это швейная отрасль, которая набирает обороты и выходит постепенно на Евразийский рынок. Также продукция аграрного сектора постепенно находит своих покупателей.
Отдельно стоит отметить успешное экономическое партнерство ЕАЭС с такими странами, как Иран, Сингапур, Китай, а скоро, возможно, будет заключено соглашение и с Сербией. В этой связи можно сказать, что ереванский саммит подтвердил позиции глав государств Евразийского союза на активизацию внешней торговли.
Все-таки Союз в первое время носил имидж производителя товаров для внутреннего потребления, которые не выходят за рамки ЕАЭС, поскольку не востребованы на внешних рынках. И мне кажется, что сейчас, с участием Сингапура, картина будет меняться.
Источник stanradar.com