Объем иностранной валюты существенно увеличился в этом году в Казахстане. И глава страны Нурсултан Назарбаев поставил задачу перед Правительством и Нацбанком по дедолларизации экономики. Эксперты скептически относятся как к реализации этой задачи, так и к самой идее. На торжественном собрании, посвященном Дню независимости Республики Казахстан, глава страны Нурсултан Назарбаев поставил перед правительством и Национальным Банком важную задачу: дедолларизацию экономики. Ранее в конце ноября премьер-министр Карим Масимов сообщил, что для того, чтобы провести дедолларизацию экономики, должен быть решен большой комплекс вопросов. Один из главных, по его мнению, – это обеспечение национальной банковской системы финансированием в национальной валюте – в тенге. «И в этом случае, если фондирование будет в национальной валюте, то и кредитование тоже должно осуществляться в национальной валюте. Тогда курсовые колебания не так сильно сказываются на решении тех или иных вопросов», - сказал он.

 

Вице-министр МНЭ РК Мадина Абылкасымова в ходе брифинга в СЦК в прошлую субботу, 20 декабря сообщила: «В целом как одна из мер дедолларизации рассматривается повышение доверия населения к национальной валюте и рассматриваются такие меры, как возможное увеличение объемов гарантирования депозитов в тенге в коммерческих банках. Данный процесс пока еще находится в работе и конкретные результаты по результатам работы данной рабочей группы уже, наверное, можно будет докладывать».

 

В феврале этого года глава Национального банка РК Кайрат Келимбетов отмечал, что долларизированность экономики Казахстана составляет 40% и заявил: «У нас, к сожалению, очень высоко долларизированное сознание, и мы хотим предложить правительству проработать совместно программу дедолларизации экономики».

 

Однако после февральской девальвации долларизия в стране только увеличивалась, и уже в феврале можно было наблюдать изменение, как по вкладам населения, так и по межбанковским операциям. В целом за 11 месяцев вклады населения в иностранной валюте увеличились с 49% до 65% против вкладов в национальной валюте, казахстанские банки купили в 4 раза больше иностранной валюты, чем продали банкам-нерезидентам.

 

Помимо того, что выросли долларовые вклады населения и межбанковские операции, можно добавить, что, по последним данным Нацбанка по покупке/продаже в обменных пунктах, только в октябре обменные пункты продали в 3,5 раза больше иностранной валюты, чем купили. Обменные пункты продали $2680 млн, €191 млн и 11240 млн рублей, тогда как купили – $781 млн, €53 млн и 3251 млн рублей. В целом в текущем году в этом сегменте также наблюдается увеличенный спрос на иностранную валюту.

 

Глава департамента институциональных продаж в странах СНГ Dukascopy Bank SA Павел Симоненко считает, что в текущих экономических условиях задача дедолларизации экономики Казахстана выглядит довольно проблематичной. «У страны значительные макроэкономические риски, связанные в первую очередь с зависимостью экономики и потребительского сектора от импортной продукции (до 40% потребительской корзины по-прежнему составляют импортные товары). Боле того, свыше 80% экспорта приходится на сырье - нефть, горнорудное сырье, железную руду и т.д., которое, как правило, номинировано в долларах. Соответственно, чтобы снизить зависимость экономики от доллара, Казахстану необходимо развивать торговлю с его крупнейшими партнерами в национальных валютах. В первую очередь – с Россией и Китаем, а также ориентировать внутренних экономических агентов на привлечение средств в тенге (а в условиях, когда тенге не является свободно конвертируемой валютой, сделать это не представляется возможным). Одновременно необходимо повышать макроэкономическую устойчивость страны, снижать ее зависимость от цен на нефть. Кроме того, нужно сделать национальную валюту более стабильной через диверсификацию экспорта и увеличение добавленной стоимости промышленности. Главное же условие - сделать тенге более ликвидной валютой, чтобы можно было по нему проводить транзакционные операции с минимальными валютными издержками. Достичь этого можно лишь путем планомерного введения свободного курсообразования национальной валюты при одновременном рыночном регулировании валютных торгов, чтобы предотвратить возможные спекуляции, которые привели бы к высоким колебаниям валюты наподобие тех, которые сейчас испытывает российский рубль», - рассказал он.

 

Напомним, Казахстан 14 декабря договорился о валютном свопе с Китаем на сумму $1,1 млрд. Для сравнения, объем товарооборота между Казахстаном и Китаем в 2013 году составил $28,5 млрд.

 

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко сообщил Kursiv.kz: «Данная задача является долгосрочной, и о быстром отказе от доллара как второй наиболее часто используемой на территории государства валюты, речь явно не идет. Это возможно с постепенным взрослением банковской системы страны и перехода к плавающему курсу тенге. Все эти задачи взаимосвязаны и должны решаться в совокупности, иначе страну могут постигнуть дополнительная турбулентность на финансовых рынках. Наилучшим вариантом в такой ситуации мне видится повышение взаимодействия с российским рублем, который на какое-то время может взять на себя часть функций доллара. Но, конечно же, это не панацея, особенно, на фоне волатильности на валютном рынке. Процесс постепенного вытеснения доллара с локальных финансовых рынков уже запущен во многих странах, но нужно понимать, что на текущий момент времени более 2/3 мировых сделок происходит в долларах, и быстро изменить эту парадигму никому не под силу. Тем более что снижение влияния доллара в мире может породить негативные тенденции в американской экономике, что чревато глобальным кризисом. Это, конечно же, затормозит происходящие изменения».

 

«Конечно, Казахстан будет стремиться к дедолларизации экономики, но это случится не завтра, и не через десять лет, а гораздо позже, когда созреют для этого условия, - поделился мнением с Kursiv.kz ведущий аналитик компании FIBO Group Василий Якимкин. - Сейчас же Казахстан и Китай (на недавней встрече ШОС) подписали соглашения о том, что они будут рассчитываться юанями и тенге по некоторым товарам, которыми они торгуют друг с другом. Здесь же центральная газета компартии Китая написала в передовице статью, что переходить на рублевые расчеты с Россией в текущих условиях пока рано, поскольку это создаст дополнительные риски для китайской экономики. Думаю, что и РК пойдет этим путем и не будет вести торги с Россией за рубли, а вот за тенге – пожалуйста, будет. Помимо этого, Нацбанк Казахстана ведет себя более профессионально, чем Банк России, создавая долларовые резервы и своевременно обеспечивая долларами желающих их купить. Эти процессы очевидны, поскольку в мире наметился глобальный тренд на укрепление американского доллара. Поэтому и такие пропорции роста долларовых вкладов как среди населения Казахстана, так и в коммерческих банках.

 

По мнению управляющего партнера Parlink Consulting, доктора экономических наук Берлина Иришева, призыв к «дедолларизации» может вызвать недоразумения и большую настороженность в финансовых кругах. «Такой призыв может нанести большой вред инвестиционной привлекательности нашей страны. Если эта идея преподносится как продолжение подобной «концепции дефектала», высказанной 5 лет тому назад, то надо выразить глубокое разочарование. Очень сожалею, что кто-то продолжает проявлять безответственность, вкладывая в уста Президента страны протестные идеи, которые могут взбудоражить мировое сообщество. По крайней мере, когда подобные идеи озвучивается странами, которые не имеют веса в мировом ВВП, в мировом экспорте, в мировых валютных резервах. Если речь идет в глобальном плане, то такая идея равносильна призыву … опреснить Тихий океан, когда рядом Каспийское море. Если речь идет в локальном варианте, то очевидно имеется в виду оптимизация двусторонних или многосторонних платежей путем валютного свопа без участия резервной валюты как доллар или евро. Свопы применяются между многими странами, облегчая двусторонние расчеты, но его доля незначительна в общем объеме внешней торговли и не дает серьезного повода для рассуждений о процессе дедоллоризации», - отметил он.

 

Идея сужения сферы применения доллара появлялась и раньше. Были попытки предпринять конкретные антидолларовые акции. Например, Иран призывал нефтяные контракты номинировать в евро. Евро – вторая в мире резервная валюта и единственная в мире наднациональная валюта для 18 стран, где расчеты между этими странами осуществляются только в евро, без применения доллара США. Но даже в этом случае не говорят о процессе дедолларизации.

 

«Если рассуждать абстрактно, самый «простой» способ дедолларизации – вывести национальную валюту тенге или рубль на уровень мировой резервной валюты, - подчеркнул эксперт. - Кроме того, чтобы ставить вопрос в такой плоскости мы должны иметь статус крупнейшего в мире кредитора, а не должника», – отметил г-н Иришев.

 

Рубль потерял почти половину своей стоимости, и уже сейчас рассчитываться в рублях становится большим риском. Очевидно, неслучайно, что буквально через несколько дней после призыва к дедолларизации (15 го декабря) Президент Беларуси Александр Лукашенко выставил ультиматум России с требованием вести расчеты в долларах или евро. На фоне такого контекста событий рассуждать о дедоллоризации г-ну Иришеву представляется, мягко говоря, неуместным.

 

«Другой важный момент - в процессе дедолларизации должен быть заинтересован Китай с долларовыми резервами более 3 триллионов долларов. Эти резервы придают солидность покупательной способности и устойчивости юаня. Китай не пойдет на самоубийство. Конечно, существует настольная игра «Монополия», где легко заменить долларовые фишки на тенге или рубли и навязать компаниям с брендовыми названиями принимать их в оплату. Если на это согласятся все игроки», - заключил Берлин Иришев.

 

 

Источник: Курсивъ