Запрет на ввоз продуктов из Евросоюза, США и других западных стран противоречит принципам Всемирной торговой организации, куда Россия вступила два года назад. В ближайшие дни ЕС решит, подавать ли в органы ВТО иск против страны. «В данном случае можно говорить об угрозе национальной продовольственной безопасности», – заявил постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов (цитата по «Интерфаксу»), обосновывая правоту правительства. По его словам, после ввода американских и европейских санкций против Сбербанка и Россельхозбанка российским аграриям стало сложнее получить деньги, что поставило западные компании в заведомо выгодное положение.
Наталья Волчкова, профессор экономики РЭШ, научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН
Последние запреты на импорт продуктов в Россию дают возможность подать на расследование в Орган по разрешению споров ВТО. Иск мы заведомо проиграем, поскольку никаких экономических обоснований этих мер нет. Разрешение спора может потребовать до полутора лет. В его рамках Россия должна будет доказать, что у нее были веские причины для таких мер. Скажем, рост импорта отдельных товаров привел к резкому падению производства российских фирм. Многие страны пытаются доказать что-то подобное, но в России объективно нет ситуации, в которой рост импорта привел бы к снижению отечественного производства.
В российском правительстве неверно используют термин «продовольственная безопасность». Под «безопасностью» они понимают «самодостаточность». Продовольственная безопасность – это наличие продуктов и денег у населения, чтобы эти продукты купить, но они не обязаны быть произведены внутри страны. То, о чем говорят власти, – это продовольственная самодостаточность, а это не имеет никакого отношения к продовольственной безопасности.
Суд ВТО может принять решение, которое позволит странам-партнерам, пострадавшим от запретов, поднять тарифы на российский экспорт. Впрочем, исключить Россию из союза будет практически невозможно. Это не такая организация, цель которой – наказать кого-то. Сомневаюсь, что суд ВТО будет это даже рассматривать. Такого никогда не было, и, насколько я знаю, сама возможность выхода в документах прописана плохо.