Глава профильной ассоциации отметил, что необходимо ввести жесткий контроль над обеспечением выделения ресурсодержателями полного объема нефтепродуктов.
В Казахстанской топливной ассоциации назвали "тайным секретом" распределение ГСМ от заводов до розничных реализаторов, передает корреспондент Kazpravda.kz. В этой связи председатель правления ОЮЛИП "Казахстанская топливная ассоциация" Болат Ауетаев попросил журналистов разобраться со сложившейся ситуацией.
"Мы настаиваем на том, что нужно урегулировать оптовые цены, установить 30% маржу, сделать прозрачным распределение топлива через акиматы, чтобы люди видели – кому, сколько выделено с завода и сколько кому распределено. Ведь вы же знаете, что сначала распределяет профильное министерство, потом выдает акиматам, акиматы назначают операторов, а они уже должны поставить на регионы. Именно вот этого никто не видит и не знает – кому, сколько дали, это такой тайный секрет. Если вы узнаете как и в каких объемах происходит распределение бензина, это будет вообще супер", – сказал он на брифинге.
Глава профильной ассоциации отметил, что необходимо ввести жесткий контроль за обеспечением выделения ресурсодержателями полного объема нефтепродуктов, распределенных в соответствии с протоколом. Также он предложил разработать критерии по распределению ГСМ и утвердить их на уровне постановления Правительства, создать комиссию по распределению ежемесячных объемов ГСМ на уровне акиматов с участием представителей оптовых поставщиков ГСМ, розничных реализаторов и общественных объединений. Кроме того, по мнению Ауетаева, нужно размещать на сайтах акиматов информацию о выделенных объемах, заявки от розничных реализаторов и обоснование распределенного объема.
По словам аналитика нефтегазового сектора Сергея Смирнова, в сентябре объем распределяемого бензина АИ-92 в 2 раза меньше требуемого количества для потребления, а дизтоплива – практически в 3 раза меньше.
Кроме того, аналитик сравнил модернизацию казахстанских нефтеперерабатывающих заводов с ремонтом казахстанских дорог. "Тратятся огромные суммы бюджетных и заемных средств, но дороги как были разбитые, так и остаются. Аналогичная ситуация и с НПЗ. Они периодически модернизируются. Но если в России практически все заводы выпускают Евро-4 и Евро-5, то мы все "кружимся" вокруг Евро-2. При этом в России перерабатывается около половины от общего объема добываемой нефти, у нас же эта доля застыла на уровне 18%", – отметил Сергей Смирнов.
Он также подчеркнул, что сроки завершения модернизации НПЗ с 2015 года уже сдвинуты на 2018 год, и таким образом внутренний рынок нефтепродуктов нашей страны будет испытывать дефицит топлива как минимум до начала 2019 года.
"Тем не менее в ближайшее время повышение цен – это единственный действенный на сегодняшний день способ стабилизации на топливном рынке. К примеру, возможен вариант сохранения регулируемых цен на отечественный бензин и установления свободных на российский. Это позволит также активизировать процесс модернизации отечественных НПЗ", – считает он.
Аналитик выразил мнение, что сложившаяся в Казахстане ситуация с ГСМ – это результат системных ошибок профильного министерства, которое "в течение последних лет не только не может наладить эффективное управление нефтеперерабатывающей отраслью и обеспечить страну необходимыми объемами качественного ГСМ, но и даже создать предпосылки для стабилизации цен на топливном рынке".