Отечественный рынок такси идёт в ногу со временем и, как и во всем мире, переживает серьёзные видоизменения
Мировой рынок агрегаторов такси развивается бешеными темпами: в 2017 Goldman Sachs оценивал его в $36 млрд, прогнозируя рост до $285 млрд к 2030. По данным на 2018, на мобильные сервисы такси приходилось 15 млн поездок ежедневно, но через 12 лет их количество должно вырасти до 97 млн.
Казахстанцы сегодня могут воспользоваться услугами различных сервисов: Яндекс.Такси, Uber, Indriver, «Везёт», «Апару», «Максим» и прочих компаний, которые представлены как строго в отдельных регионах, так и по всей стране.
Ерлан Шаяхметов, основатель и владелец ТОО «Апару», агрегатора, который работает в Астане и ВКО, считает, что рынок такси в стране растёт огромными темпами и его потенциал далеко не исчерпан.
- Когда в 2012 мы запустили свой сервис, то общий рынок такси Усть-Каменогорска составлял 6-8 тысяч заказов в сутки. Сегодня только у одного «Апару» – больше 25 тыс. заказов. И эта цифра постоянно увеличивается. Например, после некоторых технических обновлений нашего приложения только за последние четыре месяца количество заказов выросло более чем в три раза. В некоторые месяцы количество заказов увеличивается на 90%. Рост в 70-80% - это стабильный показатель, - рассказал Ерлан Шаяхметов обозревателю Forbes.kz.
При этом владелец сервиса отмечает, что в регионах количество заказов такси через телефон постепенно сокращается, но заказы через телефонную линию всё ещё опережают число заявок через мобильные приложения. Значит, приходит он к выводу, онлайн-сервисам есть куда расти.
При этом Ерлан Шаяхметов отметил, что в Алматы всё ещё можно свободно поймать такси «голосованием», чего во многих городах Казахстана сделать практически нельзя.
- Всё меньше таксистов в том же Усть-Каменогорске работают самостоятельно, и поймать с бордюра такого «бомбилу» совершенно невозможно. А вот в Алматы – легко. И это меня несколько удивляет, - заметил Шаяхметов.
Конкуренция с агрегаторами бессмысленна
Основатель таксомоторного парка «Верный партнёр» Максим Сарсенов имеет большой опыт ведения бизнеса в этой индустрии. В прошлом его компании «Эко-Такси» и «Командир» работали самостоятельно. Имея свою клиентскую базу и собственный автопарк, компании и создавали спрос, и делали предложения. Однако конкурировать с современными технологиями оказалось непросто. В итоге обе компании были закрыты, а проект «Верный партнёр» перешёл на сотрудничество с крупнейшим агрегатором в стране, предоставляя автотранспорт и водителей.
При этом, по его мнению, появление агрегаторов в целом внесло позитивные изменения как для клиентов, так и для самого бизнеса.
- Упали тарифы для пассажиров. Сократилось время подачи такси. Стало возможно пользоваться безналичными платежами. Появилась транспарентность – мы увидели, кто пользуется услугами такси, кто является водителем, а информация даёт возможность снизить криминальные ЧП. Наконец, гости страны могут воспользоваться совершенно понятными им услугами с чётко прописанными тарифами. Это сильно влияет на туризм, на отношение иностранцев к городу. Наконец, стало открываться больше таксомоторных компаний, а водители-частники могут оформить себя как ИП и по собственному графику совершенно легально заработать деньги. Агрегаторы внесли существенный вклад в развитие транспортной системы. Они всё реально изменили, - добавил Сарсенов.
Новые технологии существенно поменяли и рентабельность таксомоторного бизнеса. По словам Максима Сарсенова, если раньше один автомобиль такси в сутки обслуживал до 15 клиентов, то теперь это число доходит до 30.
На вопрос, кто же несёт ответственность в случае ДТП или иного другого ЧП в момент поездки такси, ни Ерлан Шаяхметов, ни Максим Сарсенов чёткого ответа дать не смогли.
- Этот вопрос много раз обсуждался, и конкретно здесь нельзя дать ответ. Дело случая. Нужно чётко понимать, где и чья ответственность начинается и заканчивается, - заметил Сарсенов.
- По поводу этой темы всегда идут ожесточённые споры и жаркие дебаты: кто ответственен - агрегатор или перевозчик? Я думаю, что ответственность ложится в первую очередь на перевозчика – водителя такси, если он ИП, или на компанию перевозчика, если водитель - наёмный работник. Вообще эта часть нашей работы требует дополнительной проработки закона, потому что там много нюансов, которые уже не отражают реалии нашего времени, - рассказал Ерлан Шаяхметов.
Каждый занимается тем, что у него получается
Исполнительный директор Яндекс.Такси по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев согласен с тем, что востребованность услуг классических таксопарков в Казахстане с каждым годом снижается, и эта тенденция сохранится. Перевозчики видоизменяют специфику работы, стремясь сотрудничать с информационными платформами.
Изменения в сфере онлайн-такси постепенно затрагивают и жизнь пассажиров. Всё большее проникновение онлайн-сервисов позволяет людям чаще заказывать такси, реже пользоваться личным автомобилем или даже вообще отказываться от него.
- Удобство онлайн-платформ – это, конечно, не единственный фактор. В последние годы в крупных городах расширяются пешеходные зоны, уменьшается количество парковочных мест, а те, что остаются, становятся платными. Теперь быстрее и выгоднее передвигаться на такси, чем на машине. К этому пришли и компании. Среди наших корпоративных клиентов есть организации, которые раньше содержали собственные автопарки. Переход на Яндекс.Такси помог им сильно сэкономить, сделать весь процесс проще и прозрачнее, – отметил исполнительный директор Яндекс.Такси по развитию рынков Центральной Азии.
Тамирлан Шапиев разъяснил и ситуацию со страхованием водителей и пользователей, которые пользуются услугами сервиса.
- С сентября прошлого года мы за свой счёт запустили в Казахстане собственное страхование водителей и пассажиров. Оно распространяется на все поездки, заказанные через Яндекс.Такси. Да, мы – не перевозчик, и законодательство РК не требует от онлайн-платформ страховать поездки, но это наша личная инициатива, - добавил собеседник.
Источник forbes.kz