Депутаты сената на пленарном заседании в четверг, 5 декабря, одобрили в первом чтении пакет поправок в законодательство по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства. По мнению правительства, эти новшества должны значительно упростить процедуры банкротства предприятий

Картинки по запросу картинки банкротство  компаний

Первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан Смаилов, выступая на пленарном заседании, обратил внимание депутатов, что в настоящее время в Казахстане процедуру банкротства проходят порядка 4 тыс. субъектов бизнеса и 400 предприятий – в стадии реабилитации. Однако «фактически субъектов бизнеса, находящихся в сложном финансовом положении, значительно больше». При этом, подчеркнул министр, действующий закон не позволяет предпринимателю быстро закрыть неудачный бизнес.

- В каждом четвёртом случае суд выносит отказ в признании банкротом. Суду сложно дать объективную оценку финансового состояния субъекта. Наличие незначительного актива расценивается судом как возможность рассчитаться по долгам. Аналогично и при применении реабилитации. В каждом третьем случае суд отказывает в её применении, мотивируя тем, что должник является платёжеспособным или не доказал наличие ресурсов для восстановления платёжеспособности, - объяснил Смаилов.

Законопроект призван эти проблемы решить. В частности, предполагается, что в качестве основания для обращения в суд должника или кредитора с заявлением о применении реабилитации можно рассматривать временную неплатёжеспособность - когда должник свыше четырёх месяцев не исполняет обязательства.

- Это отправная точка, - сказал Смаилов. - Аналогично по банкротству. Должник вправе обратиться в суд, если наблюдается стабильное превышение обязательств над активами. Кредитор вправе обратиться в суд, если имеется судебный акт, исполнительный документ о взыскании сумм или долг признан должником. Таким образом, устраняется неопределённость, структурируется процесс, что вкупе упрощает вход в процедуры реабилитации и банкротства.

Также предлагается сократить сроки проведения процедуры банкротства. Глава Минфина напомнил, что ведущая роль в этих процедурах отведена кредиторам, так как это лица, прямо заинтересованные в исходе процесса. Однако собрание кредиторов затратно и по времени, и по финансам, так как предполагает участие всех кредиторов. Вместе с тем есть представительный орган - комитет кредиторов, и его процедура созыва значительно проще. Поэтому предлагается передать ряд полномочий собрания кредиторов более мобильному комитету кредиторов.

- Вносятся поправки, обеспечивающие баланс между интересами залогового кредитора и кредиторов социальной направленности. Сейчас залоговые кредиторы имеют абсолютный приоритет перед требованиями всех других кредиторов, включая оплату труда. Поправки, вносимые законопроектом, устанавливают, что залоговый кредитор вправе принять заложенное имущество в счёт удовлетворения своих требований только после погашения требований по оплате труда в размере не более трёх минимальных размеров заработной платы на одного работника, - объяснил Смаилов.

Наряду с этим правительство предлагает пересмотреть подходы к установлению ответственности за преднамеренное и ложное банкротство. В частности, предложено исключить состав «Ложное банкротство» и конкретизировать состав «Преднамеренное банкротство», сделав акцент на отчуждении имущества с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами.

Ещё один пакет поправок направлен на упрощённую ликвидацию длительно бездействующих должников без возбуждения процедуры банкротства - без привлечения администратора.

- Ожидается, что предлагаемые инициативы позволят на 32% активизировать применение субъектами бизнеса процедур реабилитации и банкротства. В свою очередь, сокращение сроков до 20% и затрат на их проведение до 40% положительно отразится на позиции Казахстана в рейтинге Всемирного банка Doing Businеss по индикатору «Разрешение неплатёжеспособности», - заключил Смаилов.

Впрочем, у сенаторов возникло немало замечаний по законопроекту. Так, депутат Канатбек Сафинов обратил внимание, что сегодня недостаточный объём кредитования экономики банками второго уровня не в последнюю очередь связан с несовершенством именно этого законодательства.

- Одним из основных барьеров для увеличения объёмов кредитования бизнеса является несовершенство Закона «О реабилитации и банкротстве» в части регулирования удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом. На 1 октября 2019 из общей задолженности в размере 4,2 трлн тенге, 740 млрд тенге – задолженность перед залоговыми кредиторами (331 предприятия-должника). За период банкротства большинство из залогов простаивает и теряет свою ликвидную стоимость. В результате банки переоценивают стоимость залогового имущества и признают убытки от разницы рыночной и залоговой стоимости имущества, - привёл данные сенатор.

Фактически это залоговое имущество сегодня не участвует в экономическом обороте из-за «заморозки» в процессах банкротства. Для банков же невозможность реализации таких залогов и недостатки в процедурах банкротства являются сдерживающими факторами быстрого очищения экономики от несостоятельных предприятий и роста кредитования реального сектора экономики.

- Серьёзные замечания вызывают отдельные нормы законопроекта, регулирующие вопросы о сроках банкротных процедур. Сейчас процедура банкротства согласно ст. 84 действующего закона – 9 месяцев с возможностью продления на три месяца. Фактически на практике за счёт разных ухищрений эта процедура может тянуться десятилетиями. В законопроекте окончательно не решён этот вопрос. Хотя и сделана попытка установления максимального срока банкротства до 5 лет. Одна из общих и основных целей как этого закона, так и каждой конкретной процедуры – это сокращение срока банкротства. Это скорейшее удовлетворение требований кредиторов, возвращение имущества в оборот, - считает сенатор Сафинов.

Все спорные моменты депутаты решили проработать при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Источник forbes.kz