Ближний Восток и Северную Африку ждет еще один год слабого экономического роста, отягощенного военными конфликтами в Ираке, Сирии и Ливии, а также высоким уровнем безработицы и снижением цен на нефть, согласно данным Международного валютного фонда. Согласно экономическим прогнозам МВФ, которые были опубликованы в понедельник, рост ВВП в регионе составит 2,6% в текущем году и 3,8% в следующем году. Но в отчете учитываются серьезные риски снижения.
Основной риск – это военный конфликт с исламскими экстремистами ИГИЛ в Сирии и Ираке, а также политическая нестабильность в Ливии.
"Пока что влияние этих факторов на экономику ограничено, однако 11 млн беженцев уже оказывают давление на бюджеты, рынки труда и социальную сплоченность соседних стран", – говорит глава МВФ на Ближнем Востоке Масуд Ахмед.
Арабская весна
Экономический рост Ближнего Востока замедлился в течение почти четырех лет, с тех пор как Арабская весна пришла в Египет, Тунис и другие страны.
Экономический эффект от этих болезненных перемен все еще ощущается, так как страны восстанавливаются после финансового кризиса медленнее, чем ожидалось.
Один из основных факторов, который способствует снижению экономического роста в регионе, – это двузначный уровень безработицы во многих странах Ближнего Востока.
Однако прогноз роста ВВП, который составил МВФ, недостаточно высокий, чтобы значительно сократить уровень безработицы.
Безработица – это одна из самых главных причин для беспокойства стран-импортеров нефти, таких как Египет, Иордания, Марокко и Тунис, где уровень безработицы один из самых высоких в регионе, особенно среди молодых людей.
В Египте уровень безработицы составляет 13,3% согласно последним оценкам правительства.
Глубокие, многосторонние преобразования
Чтобы решить эту проблемы, Ближнему Востоку необходимы "глубокие, многосторонние преобразования", которые поддержат частный сектор и повысят уровень жизни, отмечается в отчете МВФ.
"Региону необходим устойчивый, сильный и более всесторонний рост, чтобы значительно сократить уровень безработицы. Это критически важный фактор, с которым сталкиваются почти все страны региона", – говорит Ахмед, глава МВФ на Ближнем Востоке.
Для экспортеров нефти, особенно в Персидском заливе, основная сложность состоит в ограничении государственного бюджета.
Расходы на социальную инфраструктуру
Страны Персидского залива ответили на Арабскую весну повышением расходов на социальную инфраструктуру с целью предотвращения беспорядков в стране. И хотя этот шаг привел к экономическому росту, тем не менее он увеличил нагрузку на бюджет.
При условии, что текущая финансовая политика останется без изменений, к 2017 г. финансовые излишки стран-экспортеров нефти будут израсходованы согласно оценкам МВФ, что вынудит страны выделить средства из суверенных фондов благосостояния, чтобы финансировать текущие расходы.
Бахрейн и все страны Ближнего Востока за пределами Персидского залива уже имеют бюджетный дефицит.
Кристин Лагард, глава МВФ, заявила на этой неделе, что странам Персидского залива необходимо стремиться к консолидации бюджета в среднесрочной перспективе: это приоритет, который стал еще более актуальным после снижения цен на нефть на 25% с лета.
Цены на нефть
Если нефтяной рынок останется в том же состоянии, то придется принимать меры гораздо раньше.
"Если цены на нефть останутся на текущем уровне в течение длительного периода, то экспортеры нефти могут от финансового избытка перейти в состояние бюджетного дефицита уже в следующем году", – говорит Ахмед.
Он призвал к реформам, которые помогут улучшить качество образования, стимулировать рост частного сектора и разнообразить экономическую деятельность.
Египет, Иордания, Марокко и Тунис – это те ближневосточные страны, которые недавно отменили энергетические субсидии. Этот шаг поддержал МВФ.
Сэкономленные деньги теперь направляются на целевые инвестиции, направленные на сокращение уровня бедности и сдерживание бюджетного дефицита, заявляют в МВФ.
Источник: Вести Экономика