Все новые торговые сделки и сближение России и Китая вызывают тревогу на Западе, так как эта ситуация, в конце концов, может ощутимо повлиять на энергетические рынки. Сейчас политики и руководители энергетических компаний рассматривают баланс сил на мировом рынке с точки зрения смещения акцентов на Восток, по информации Rambler. Причины сближения двух гигантских держав, конечно, основываются на кризисе на Украине и последующих санкциях Запада против России в сочетании с необходимостью для Китая обеспечить долгосрочные поставки энергоносителей.
Тем не менее следствием таких тесных экономических связей может стать начало конца доминирования доллара США, и это окажет огромное влияние на энергетические рынки.
Эпоха доллара
Банки были ограничены своими золотыми запасами, поэтому рост кредитования имел свои пределы.
Но в 1944 г. была создана Бреттон-Вудская система, положившая начало системе обменных курсов.
В рамках Бреттон-Вудской системы обменного курса всех валют были привязаны к доллару, а доллар в свою очередь - к золоту. Для предотвращения спекуляций привязанных валют движение капитала было сильно ограничено. Эта система в течение двух десятилетий сопровождала быстрый экономический рост и помогла избежать каких-либо серьезных финансовых кризисов.
Но в конце концов она показала свою неспособность справляться с растущей экономической мощью Германии и Японии, а также нежеланием Америки корректировать свою внутреннюю экономическую политику с сохранением увязки к золоту. Президент Никсон отменил увязку к золоту в 1971 г., и система фиксированного обменного курса развалилась.
В тот момент доллар пережил период обвального падения, а нефть сыграла решающую роль в его поддержке. Никсон провел переговоры с Саудовской Аравии, и та, в обмена на оружие и защиту, согласилась продавать нефть только в долларах.
Другие члены ОПЕК эту систему поддержали, обеспечивая вечный мировой спрос на американскую валюту. И доминирование нефтедоллара продолжается по сей день.
Сближение России и Китая
Нефть дешевеет из-за растущих запасов США. Так считают эксперты. Более глобально котировки обсуждали в Пекине на встрече министров финансов стран АТЭС.
Но новости с Востока вряд ли радуют сейчас американских политиков, так как эра доминирования нефтедоллара может постепенно подходить к концу из-за растущей конкуренции со стороны второй по величине экономики мира и крупнейшего потребителя товаров.
В последние месяцы Россия и Китай активно подписывают энергетические соглашения, что указывает на обоюдные интересы.
Наиболее крупной является сделка на $456 млрд по поставке газа в Китае, которая была подписана в мае.
Кроме этого, "Роснефть" и Пекин договорились удвоить поставки нефти в Китай, и эта сделка оценивается еще в $270 млрд.
Эксперты отмечают, что опасность для США никак не связана с возможным проблемами по поставкам углям или сжиженного природного газа, но вот давление на доллар будет заметно в любом случае.
Россия и Китай намерены осуществлять расчеты не в долларах, что, учитывая объемы сделок, будет заметно для США и их союзников.
Китай сейчас является крупнейшим в мире импортером нефти, а США все сильнее зависят от внутреннего производства, и если в международных энергетических сделках этих игроков не будут участвовать доллары, доминирование американской валюты будет снижаться.
Весь вопрос заключается в том, сколько еще стран последуют примеру России, а также в скорости распространения подобных сделок между другими странами.
В любом случае доллар является резервной валютой, поэтому практически все центральные банки его покупают, что также обеспечивает его силу.
Но в июне Китай и Бразилия договорились о валютном свопе на $29 млрд, в октябре аналогичное соглашение подписано с Россией.
Естественно, сами по себе эти действия никак не означают конца доллара в качестве ведущей резервной валюты, но шаги все же крайне неприятные для американских политиков.
Восстание юаня
Не секрет, что Пекин ищет способы и варианты для продвижения юаня в качестве альтернативной резервной валюты.
Если такой статус будет получен, для Китая откроется доступ к рынку дешевого мирового капитала и снижению издержек при международной торговле, не говоря уже о повышенном влиянии в качестве экономической державы.
Это, кстати, будет справедливо, учитывая размер экономики страны и ее долю в мировой торговле. Впрочем, текущее положение развивающихся стран уже давно является предметом споров.
Тем не менее у китайцев есть проблемы с этим планом. Правительство пока не избавилось от контроля за движением капитала, которое бы позволило достичь полной конвертируемости, так как боится увеличить спекулятивные потоки, которые могут нанести неприятный удар китайской экономике.
Но уже ясно, что Китай сейчас закладывает основу для развития юаня на мировой арене. Сейчас более 10 тыс. финансовых учреждений работают с китайским юанем по сравнению с 900 в 2011 г. А офшорные операции с юанем оцениваются в $143 млрд. При этом доля китайского экспорта и импорта, номинированная в юанях, выросла почти в шесть раз за три года до 12%.