Алматинский экономист выяснил, по каким причинам казахстанские предприниматели, чей бизнес связан с нефтяной сферой, избегают стартовавшей в этом году легализации. Они элементарно опасаются потерять свои капиталы, сказал аналитик Галим Хусаинов. По его мнению, все упирается в правила амнистии, которые сейчас действуют в Казахстане, сообщает Almaty.tv. Экономист выразил недовольство требованиями по легализации капиталов в РК. Сейчас, по его словам, преимущественно легализуются различные строения, а больших результатов не видно. Дело в том, что в соответствии с законом о легализации имущества, ей подлежат помимо всего прочего и доли в компаниях. Цель закона, отметил Хусаинов – сделать так, чтобы бенефициары таких компаний стали открытыми. Это привело бы к росту привлекательности в особенности для иностранных инвесторов. А фактические собственники развивали бы бизнес не используя схемы продажи долей через оффшоры и т.д.

 

«Основные проблемы в определении собственников у нас всегда были связаны с недропользованием. Новый закон – это был шанс легализовать доли в компаниях-недропользователях. Но, увы, этого сделать не получится. Фактически, закон предполагал, что реальный собственник сможет получить долю у номинального собственника и, таким образом легализовать имущество. Однако, по закону о недропользовании, передача долей в компаниях-недропользователях должна быть согласована с Компетентным органом и он может забрать долю, реализуя приоритетное право государства. Так как закон о недропользовании был принят раньше Закона о легализации, то закон о недропользовании имеет больший вес», — объяснил экономист.

 

Он приводит пример, когда его коллеги обратились за разъяснениями данного момента в Министерство юстиции РК. Правда, из этого ведомства просителей перенаправили в недавно созданное Министерство национальной экономики РК.

 

«В соответствии с правилами нужно получить разрешение Межведомственной комиссии (МВК) по вопросам осуществления приоритетного права государства. То есть, получается, чтобы легализовать, например, долю в нефтяной компании, нужно пройти всю бюрократию в Минэнерго, получить отказ от приоритетного права на долю, и только после этого идти в Комиссию по легализации. Тогда возникает вопрос, во-первых, в чем смысл, если имущество по факту принадлежит одному человеку, и он его хочет легализовать, но государство может его забрать. И второе – при легализации по сути имущество переходит бесплатно, тогда как на МВК будут принимать решение по отказу? Вот, например, доля передается бесплатно, согласно закону о легализации, а государство в лице МВК должно принять решение отказаться от бесплатной доли. А это, как говорится, в таких случаях будет рассматриваться как причинение вреда государству. С другой стороны, пройти бюрократию в Минэнерго – это займет полгода, а может и больше. Вывод один – ни один здравомыслящий собственник фактического нефтяного бизнеса не станет легализовывать свою долю под страхом ее потери, так как у государства имеется приоритетное право на такую долю», — продолжил эксперт.

 

По мнению Галима Хусаинова, схожая ситуация может сложиться и в Министерстве инвестиций и развития РК.

 

Напомним, в Казахстане проходит акция по амнистии капиталов, которая, по информации госорганов, станет переходным этапом на пути к внедрению всеобщей декларации доходов в стране. На сегодня в соответствующие комиссии при акиматах поступило более 11 тысяч заявлений на легализцию имущества стоимостью почти в 90 млрд тенге. В основном это касается недвижимости. Заявлений на узаконивание собственности, находящейся за пределами Республики Казахстан пока не поступало.

 

 

Источник: Zakon.kz