С какой целью создается Евразийский экономический союз? Может ли ЕАЭС стать соперником Евросоюза? И следует ли Западу бояться растущего влияния России в бывших советских республиках? На эти вопросы пытается дать ответ известный американский экономист и профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини.
Профессор экономики Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини
После Октябрьской революции (во времена Советского Союза) Россия имела государства-сателлиты в Восточной и Центральной Европе для распространения влияния намного дальше собственной территории.
Организационная сложность XXI века предлагает сторонникам империй новые инструменты консолидации власти, которыми являются наднациональные союзы.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который официально появится 1 января 2015 г., - по общему мнению, попытка Владимира Путина объединить республики бывшего Советского Союза. ЕАЭС создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, но его членами также хотят стать Армения и Киргизия.
По сути, ЕАЭС остается таможенным союзом, или зоной свободной торговли с едиными тарифами на иностранные товары. Но Путина не интересует простая копия Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), куда входят США, Канада, Мексика и Чили. Его цель - создание другого ЕС или конкурента ЕС, где Кремль будет играть первую скрипку. Можно с уверенностью утверждать, что для Москвы ЕАЭС - это в первую очередь политический союз.
По мере того как новый союз на территории бывшего СССР окрепнет, увеличатся торговые, финансовые и инвестиционные связи между входящими в организацию странами. Затем члены ЕАЭС постараются стабилизировать обменный курс национальных валют, постепенно поднимаясь до такого уровня взаимосвязи, когда возникнет вопрос о создании единой валюты.
Опыт еврозоны говорит о том, что для стабильного валютного союза необходимо иметь банковский, фискальный и полный экономический союз. Если внимательно проанализировать траекторию создания еврозоны, то становится понятен реализуемый Путиным план.
Если Москва хочет создать ЕАЭС (читай конкурента ЕС), то она должна включить в него Украину, или самого большого соседа России на ее западной границе. В связи с этим вспоминается знаменитое высказывание американского политика Збигнева Бжезинского: “Без Украины Россия перестает быть империей, но имея в подчинении Украину, Россия автоматически становится империей”.
С геополитической точки зрения Украина играла ключевую роль в плане создания ЕАЭС, что отчасти и объясняет крайне негативную реакцию Москвы на Майдан и ориентацию новых киевских властей на вступление в Евросоюз. Затем последовал Крым, военный конфликт на юго-востоке Украины и резкое охлаждение отношений между Россией, с одной стороны, и США и европейскими странами, с другой стороны.
Самый ужасный сценарий развития событий для Запада (а также для инвесторов) - эскалация санкций против России.
До сих пор западные санкции коснулись лишь ключевых фигур и компаний в России, а также некоторых видов деятельности в энергетическом и военно-промышленном секторах, пострадали государственные банки. В ответ Москва ввела ответные санкции: запрет на импорт продуктов питания на российский рынок.
Особую тревогу вызывает энергетика. Примерно одна треть потребляемого в Европе природного газа поступает из России, причем примерно половина этого газа транспортируется через территорию Украины. Согласно данным статистического агентства Eurostat Германия получает 30%, а Швеция почти 50% своих энергоресурсов из России. Польша, Словакия, Болгария и Литва зависят от России на 90% в своем импорте энергии.
Если Запад введет более жесткие санкции против России, то Москва теоретически может прибегнуть к своему самому сильному “оружию” – полному отключению поставок газа в Европу. Однако подобный сценарий все же маловероятен, так как этот шаг причинит больше вреда российской экономике, чем странам ЕС.
Тем не менее резкое ухудшение отношений с Москвой заставляет лидеров многих европейских стран искать альтернативные источники энергии: уже подписаны контракты с США о будущих поставках сжиженного природного газа в ЕС. Кстати, американцы уже сейчас значительно увеличили поставки угля в Европу, так как сланцевая революция уменьшила внутреннее потребление угля.
Помимо Европы Россия также бросает вызов глобальным западным инфраструктурам. Москва вместе с партнерами по БРИКС (в которую также входят Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка) создают Международный банк развития, который должен стать альтернативой контролируемым западными странами Всемирному банку и Международному валютному фонду (МВФ).
Кроме того, ходят слухи, что Россия и Китай планируют создать международную платежную систему, которая могла бы заменить SWIFT в случае введения финансовых санкций против Москвы и Пекина со стороны США и Европы.
А недавние публикации об электронной слежке американских спецслужб могут заставить Россию и ее союзников ввести ограничение на доступ в интернет и разработать собственную, контролируемую государством информационную сеть.
Однако идея создания полноценного Евразийского экономического союза, который будет иметь минимальную связь с Западом, включая торговлю, финансы, электронные платежи и иную коммуникацию, на сегодняшний день относится к разряду утопии, в первую очередь из-за того, что для России этот проект не по карману. Особенно на фоне стремительно падающей цены на нефть и резкой девальвации рубля.
Тем не менее мечта о Евразийском экономическом союзе остается мечтой, за которую Путин крепко держится, и отказываться от нее он не собирается".
Источник: Вести Экономика