Наиболее благоприятной страной для иностранных инвестиций в Центральной Азии является Казахстан, за ним в порядке убывания привлекательности расположились Туркмения, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, говорится в докладе «Оценка политических рисков для зарубежных инвесторов в странах Центральной Азии» за 2014 год, подготовленном коммуникационным холдингом Minchenko Consulting. В такой же последовательности страны стояли и в прошлогоднем рейтинге холдинга. Однако за прошедший год риски для внешних инвесторов возросли, говорится в докладе: регион оказался косвенно затронут войной санкций между Россией и Западом, началось падение цен на сырье, представляет опасность и экспансия террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», пишет РБК.

 

В числе ключевых рисков в Центральной Азии, считают авторы доклада, – непубличный характер политики. В меньшей степени эти риски проявляются в Казахстане, постоянный пересмотр «правил игры» в интересах отдельных фракций внутри правящих кругов характерен для Узбекистана и Таджикистана.

 

Однако нестабильность институциональной среды зачастую, по мнению экспертов, является даже большим препятствием для успешных иностранных инвестиций. В Казахстане по сравнению с другими странами региона установился устойчивый баланс между различными внутриэлитными группами, говорится в докладе. Стране, возглавляемой президентом Нурсултаном Назарбаевым, удалось дальше пройти по пути политической модернизации. Смена правительства под эгидой улучшения инвестклимата и возвращение на премьерский пост Карима Масимова весной 2014 года, с одной стороны, показали укрепление позиций последнего, а с другой стороны, подтвердили, что у Нурсултана Назарбаева «короткая скамья кадровых запасных».  

 

Достаточно устойчивой к внутриполитическим кризисам составители доклада считают и Туркмению, где вся полнота власти находится у сравнительно молодого президента Гурбангулы Бердымухамедова. Более нестабильной представляется ситуация в Узбекистане, где в марте пройдут президентские выборы. В стране продолжается внутриэлитный политический кризис, связанный с ожиданиями неизбежной передачи власти президентом страны 77-летним Исламом Каримовым, состояние здоровья которого вызывает у наблюдателей серьезные опасения, описывает ситуацию доклад. В Таджикистане контроль и управление страной сконцентрированы в руках президента Эмомали Рахмона и его ближайших родственников и доверенных лиц, режим стабилизирует угроза со стороны Узбекистана и боязнь повторения гражданской войны первой половины 1990-х, говорится в докладе. Кыргызстан, единственную парламентскую республику в регионе, в докладе описывают как страну, находящуюся на грани «несостоявшегося государства», государственность которой расшаталась в результате двух революций в 2005 и 2010 годах.  

 

Санкции, введенные Западом в отношении России, косвенно ударили и по странам Центральной Азии, признается в докладе. По оценкам МВФ, потери стран региона в результате побочных эффектов санкций составят 1–1,5% роста ВВП, снизив последний с 7 до 5,5%.

 

Еще одним негативным фактором для стран региона представляется возвращение трудовых мигрантов из России. Наиболее сильно подвержен эху экономического спада в России Таджикистан, где до 50% ВВП страны приходится на ремиссии трудовых мигрантов из России. 

 

Наиболее приспособленным к внешним рискам авторы называют Казахстан, а главным козырем Астаны – проведение эффективной многовекторной внешней политики. Власти находят точки пересечения между интересами держав – России, ЕС, США, Китая, а не используют в своих интересах их конфликты, пишут эксперты.  

 

В Узбекистане авторы доклада фиксируют большой потенциал усиления внутренних рисков внешними – соседством с Афганистаном. Такая же угроза стоит перед Таджикистаном. Кыргызстан за прошедший год частично смягчил свои внешние риски, приблизившись к вступлению в ЕАЭС.

 

 

Источник:  kapital.kz