Официальный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) Китая за первый квартал 2015 года составил 7%. Однако эксперты считают, что эти данные преувеличены, передает Wall Street Journal. Даже 7% – это худший результат за последние 6 лет. Таким образом, замедление экономики может оказаться более серьезным, чем ожидалось ранее. Согласно докладу Citibank, в действительности прирост китайской экономики в январе-марте 2015 года, скорее всего, не превысил 6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Другие организации дают более пессимистические оценки: по подсчетам Capital Economics, прирост составил 4,9%, сотрудники центра Conference Board в Китае оценивают прирост в 4%, сотрудники Lombard Street Research – в 3,8%.
Сомнения в достоверности официальной китайской статистики имеют следующие основания. Китайские цифры являются подозрительно «ровными», в них отсутствуют резкие колебания, как, например, в данных по США или по другим странам. В методологии часто не прослеживается последовательность или выявляются противоречия. Также никому не известно, как Китай учитывает инфляцию при подсчете ВВП.
Помимо этого, китайские оценки ВВП не соответствуют прочим данным, которыми сложнее манипулировать. Например, темпы прироста ВВП и промышленного производства расходятся. Объем китайского промышленного производства в январе-марте увеличился на 5,6%, что является самым низким приростом данного показателя с 2008 года. Также более слабыми являются данные по потреблению электроэнергии, инвестициям, прибыли промышленных компаний, вложениям в недвижимость и т.д.
Китай не является единственной развивающейся страной, к официальной статистике которой есть вопросы. Однако Китаю уделяется особенное внимание ввиду размеров и значения его экономики. При этом есть причины для подозрений, что некорректная статистика публикуется преднамеренно, а не ввиду трудностей со сбором данных, которые свойственны Индии и другим развивающимся странам. Впрочем, в последнее время отмечается рост профессионализма Национального бюро статистики Китая, которое теперь старается меньше полагаться на данные, предоставленные местными чиновниками, заинтересованными в преувеличении роста для продвижения по карьерной лестнице. Проблема завышения данных в регионах вряд ли ликвидирована, однако она уже не является такой острой, как была когда-то.
Reuters напоминает, что Народный банк Китая снизил нормы обязательных резервов в начале февраля и в апреле. С ноября 2014 года дважды были снижены ключевые процентные ставки. Слабость ключевых секторов китайской экономики дает основания предполагать, что ситуация ухудшалась и в апреле 2015 года, а также подпитывает ожидания новых мер поддержки для предотвращения более резкого спада.
Однако Ма Цзюнь, главный экономист Народного банка Китая, в начале минувшей недели заявил, что китайский регулятор понизил ставки и требования к резервам, в основном, чтобы предотвратить пассивное ужесточение монетарной политики. По его словам, несмотря на проблемы с экономическим ростом, сегодняшняя ситуация в сфере занятости является хорошей, структурные корректировки оказали положительное влияние на экономику, и необходимости в сильном стимулировании нет.
Экономисты частных организаций ожидают в ближайшие месяцы дальнейших снижений требований к резервам и процентных ставок, а также принятия иных мер при продолжении ухудшения условий.
На позапрошлой неделе Китай заявил, что занятость среди городского населения в первом квартале 2015 года держалась хорошо, несмотря на замедление экономического роста, однако Министерство труда предупредило, что власти не должны быть «слепо оптимистичными», поскольку темпы создания новых рабочих мест замедляются.