Возможный дефолт Греции и ее выход из еврозоны приведут к серьезным последствиям для мировых рынков, самые неприятные из которых для Казахстана – это очередное падение цен на нефть и новый финансовый кризис

История бедной Греции

 

Для всего делового мира ключевой датой сейчас является 30 июня - «день D» не только для Греции, но и всего Евросоюза. В этой день истекает программа помощи Афинам со стороны МВФ и ЕС. Чтобы выплачивать старые долги, грекам нужно получить новое финансирование – а это возможно только при утверждении плана реформ, согласованного с кредиторами. МВФ, Еврокомиссия и Европейский центральный банк настаивают на непопулярных мерах и сокращении расходов греческого правительства – от социальных обязательств до помощи экономике. Кредиторы также требуют изменить налоговую и пенсионную систему.

 

Афины с этим не согласны. Причем не только потому, что не хотят затягивать пояса, как это многим видится. Они указывают на то, что нужна программа стимулирования экономического роста, тогда как резкое сокращение расходов лишь еще больнее ударит по бизнесу. Но, с другой стороны, греческие власти предлагают повысить налоги, что вряд ли поможет предприятиям страны.

 

Для ведения дискуссии остается все меньше времени, и поэтому она все больше становится похожей на обмен ультиматумами. Греция вместе с дефолтом не исключает и выход из еврозоны (так называемый Grexit). Именно это обстоятельство и перевело местечковую, казалось бы,  греческую проблему в ранг глобальных вызовов.

 

С учетом этого итоговое решение, без сомнения, будет больше политическим, нежели экономическим. Скорее всего ЕС не захочет создавать прецедент выхода из еврозоны и сделает всё возможное, чтобы удержать Грецию. Но даже если она на этот раз избежит дефолта и получит новый транш помощи, реальная экономическая ситуация не улучшится, а лишь ухудшится – ведь долговое бремя станет ещё тяжелее. И дефолт, и выход из еврозоны будут просто отсрочены, но на повестке дня останутся.

 

Афины ближе, чем кажется

 

Перспективы дефолта Греции и её выхода из Евросоюза (Grexit) до сих пор представляли для Казахстана интерес разве что как зрелище, за которым можно наблюдать с попкорном. Как на эпическую сагу о том, как  отважные эллины сражаются с удушающей своими финансовыми щупальцами гидрой империализма. Ну, или о том, как ленивые греки не хотят работать и водят кредиторов за нос. Короче, кому как больше нравится.

 

Однако на самом деле нынешняя ситуация гораздо к нам ближе, чем может показаться. Прямое влияние греческого дефолта, конечно, не будет особенно ощутимым. Хотя сводить наше взаимодействие к шуб-турам не стоит.

 

Греция становится для нас все более значимым экономическим партнером. В течение последних четырех лет товарооборот между нашими странами быстро растет. С $670 млн в 2012 он подскочил до $2 млрд в прошлом году. При этом его доля увеличилась с 0,5% до 1,7% всего объема внешней торговли Казахстана, а доля греческого рынка в нашем экспорте выросла с 0,8% до 2,5%.

 

В нынешнем году взаимная торговля еще больше активизировалась. Доля Греции в казахстанском внешнеторговом обороте выросла до 2,6% (четвертое место в ЕС), а доля в нашем экспорте достигла 4,2% - больше, чем у Германии, Великобритании и Испании вместе взятых. На самом деле сложно найти страну, с которой бы торговые отношения показывали такую же впечатляющую динамику. И понятно, что в случае дефолта Греции она будет быстро утеряна.

 

Европотерь не избежать

 

Многократно чувствительнее окажется косвенное влияние Grexit на Казахстан – через Евросоюз, который является нашим крупнейшим торговым партнером (с начала года - 57% нашего экспорта и 43% всего товарооборота). Для Казахстана на самом деле не осталось не важных мировых событий. У нас слишком открытая для этого экономика. Живя за счет экспорта и импорта, мы чрезвычайно подвержены влиянию событий в других государствах.

 

Возможный выход Греции из еврозоны станет сигналом к ослаблению европейской валюты. Кроме того, это может поставить под вопрос целостность еврозоны, спровоцировав и другие страны двигаться в направлении такого же сценария.

 

Grexit вместе с вероятным дефолтом Афин нанесет двойной удар по перспективам европейской экономики, которая и без того находится не в самом блестящем состоянии. Для нас самое главное в этом - ослабление спроса и цен на нефть и газ в Европе, которая является главным рынком сбыта наших углеводородов.

 

Еще одно возможное последствие связано с новым витком европейского и мирового долгового кризиса. Хотя экономика Греции невелика, сумма ее долга весьма внушительна – свыше 320 млрд евро, невыплата которых нанесет удар по множеству финансовых институтов. Для нас это чревато в том числе и осложнением доступа к финансовым ресурсам и, опять-таки, проблемами с экспортом.

 

На Казахстан негативно влияет всё, что ведет к снижению спроса и цен на углеводороды и металлы. Греческий фактор сейчас здесь на первом месте. Его главная характеристика, как отмечают многие эксперты, включая главу Европейского центрального банка, – это непредсказуемость. А именно это хуже всего для сырьевых экономик, подобных казахстанской. Если греки откажутся «затягивать пояса», может случиться так, что это придется делать нам.

 

 

Источник: Forbes.kz