Федеральный резерв США — самый могущественный банк в мире, в котором самым ключевым подразделением является Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC).
Двенадцать мужчин и женщин встречаются восемь раз в год, чтобы определить — главным образом, с помощью установки процентной ставки — монетарную политику самой большой экономики мира.
Последний раз ФРС поднимала процентную ставку в 2006 г., до того, как остановивший рост глобальный финансовый кризис убедил американского мега-регулятора и другие центральные банки снизить ставки почти до нулевого уровня и начать так называемое количественное смягчение (QE) для накачки деньгами развитые экономики, пишут в Project Syndicate экономисты исследовательского департамента Национального банка Австрии Мартин Фелдкрихер, Флориан Хубер и Изабелла Модер.
В этом году, впервые с 2007 г., все развитые экономики мира, включая Америку, имеют рост. А это значит, что FOMC, боясь пузыря активов, в какой-то момент решит, что процентная ставка Америки должна быть увеличена. Это может (или не сможет, в зависимости от времени) положительно отразится на экономике США. Но как это отразится на всем остальном мире?
Наши исследования показывают, почему мир (и особенно развивающиеся страны) будет нервозно следить за движением ставки. В середине 2013 г., как только ФРС объявила о постепенном отказе от нестандартных мер монетарной политики (таких как крупномасштабная покупка ценных бумаг с ипотечным покрытием), развивающиеся рынки зафиксировали сильный отток капитала.
Другими словами, от одного намека ФРС об ужесточении монетарной политики пострадали другие страны.
В зависимости от того, как сильно FOMC решит ужесточить политику на предстоящем заседании, мы увидим негативный эффект на мировом ВВП в среднесрочной перспективе, причем не только для развивающихся рынков, но и для развитых экономик.
С тех пор как ФРС начала сворачивать программу количественного смягчения, появились прогнозы возможной даты завершения стимулирующей кредитно-денежной политики. Участники рынка (будь это кредиторы или заемщики) понимали, что “дешевые деньги” рано или поздно закончатся. Они видели, что после трех крупных программ по покупке активов, сводный баланс ФРС увеличился в четыре раза с 2007 г., достигнув в общей сложности $4,5 трлн в феврале 2015 г.
Однако при рассмотрении возможных шагов FOMC важно помнить, что основная задача ФРС — продвижение национальных экономических целей Америки. Это означает, что мега-регулятор должен учитывать не только предпочтительный уровень инфляции (сегодня это 2%), но и состояние рынка труда, а также его оценка глобальных последствий.
Вот почему заявление ФРС в середине 2013 г. о постепенном отказе от нестандартной монетарной политики привело к так называемому “приступу гнева” среди инвесторов, спровоцировав всплеск глобальной волатильности и изменению настроения рынка на негативное по отношению к развивающимся экономикам.
Вопрос сегодня в том, будут ли будущие изменения FOMC в ставке по федеральным фондам (процентная ставка, которая используется в операциях между банками — членами Федеральной резервной системы) иметь похожее или даже более отрицательное воздействие.
Для уменьшения разрыва между ожиданиями ФРС и то, что ждут игроки рынка, мега-регулятор публикует мнение каждого члена FOMC по поводу возможного движения процентной ставки в ближайшие несколько лет. Чиновник с позитивной оценкой будущего роста экономики США готов к повышению ставки по федеральным фондам; пессимист, в свою очередь, прогнозирует сохранение ставки близкой к нулю.
Учитывая обнародованную ФРС информацию в марте, мы составили два сценария развития событий: “взлет” базируется на максимальном повышении процентной ставки, в то время как “отложенный взлет” основан на минимальном движении ставки.
Для того чтобы увидеть эффект за пределами Америки на ВВП, потребительские цены, обменный курс и процентные ставки, мы применили оба сценария на 36 стран (развивающиеся и развитые), на которые в общей сложности приходится 90% глобального производства.
Если поэтапное повышение ставки по федеральным фондам достигнет 4% к 2017 г., по нашей оценке, экономический рост во всех регионах, за исключением Латинской Америки, замедлится в 2016 г., а в 2017 г. замедление усилится. Кумулятивные потери в случае сценария “взлет” примерно в 10 раз выше, чем при варианте “отложенный взлет” (минимальное изменение ставки) в ближайшие два года.
Наши исследования показывают, что любое ужесточение монетарной политики ФРС отразятся на всем мире, но с различным уровнем. Те развивающиеся рынки, которые ощутили сильный удар во время эпизода “приступ гнева” (как, например, Бразилия, Турция и Индонезия), безусловно, дополнительно пострадают.
Но самое большое негативное воздействие ощутят на себе такие страны как Канада и Мексика, которые имеют очень близкие торговые связи с американской экономикой, или те, как Германия, Япония и Сингапур, которые глубоко интегрированы в глобальную экономику.
Другими словами, в уязвимом положении в случае возвращения монетарной политики Америки в “нормальное” состояние окажутся не только развивающиеся рынки (через свою зависимость от движения капитала), но и развитые экономики”.