На европейском газовом рынке происходят глубокие изменения, вызванные сочетанием нескольких факторов, имеющих различную природу. Эти перемены отражаются на всех ключевых игроках данного рынка, кардинально меняя для них условия работы, в том числе сказываясь на условиях работы "Газпрома". Команда авторов Института энергетики НИУ ВШЭ и Института энергетических исследований РАН провела исследование под названием "Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды", пытаясь найти причины и последствия этих изменений.
В результате исследования авторы сделали следующие основные выводы.
- Спрос на газ в Европе не оправдывает прежних ожиданий.
После 2010 г. потребление газа в Европе неуклонно снижается и по итогам 2014 г. упало до уровня 1995 г. Давление на потребление газа оказывает как нестабильная ситуация в экономике, так и межтопливная конкуренция.
В электроэнергетике уверенно завоевывают позиции возобновляемые источники энергии. Выше ожидаемой ранее доли в общей топливной корзине и потребление угля.
Однако авторы исследования ожидают снижения использования угля под влиянием экологических мер, связанных с восстановлением рынка торговли квотами СО2 и рядом других факторов.
На этом фоне ожидаются стабилизация потребления газа и переход к медленному росту спроса на него.
Поддержку газу окажет и транспортный сектор, но, несмотря на рост интереса к использованию газа в качестве моторного топлива и высокие темпы роста спроса в этом сегменте, абсолютные объемы его потребления здесь невелики: менее 6-7 млрд куб. м к 2025 г.
- Собственная добыча газа в Европе существенно снизилась.
Но в перспективе такого сильного падения, как в 2005-2015 гг. (более 100 млрд куб. м за этот период), больше не ожидается. В следующее десятилетие прогнозируется в три раза меньшее сокращение добычи в регионе.
- Спотовая торговля становится основным механизмом ценообразования на европейском рынке.
Но она все еще сильно зависит от условий долгосрочных контрактов. Континентальный газовый хаб TTF опередил британский NBP по объемам торгов и стал не только крупнейшим в Европе, но и "нулевой точкой" формирования цен.
- В Европе создается новая архитектура единого газового рынка путем стирания национальных границ, формирования избыточных инфраструктурных мощностей и усиления роли наднациональных регуляторов.
- За период 2005-2015 гг. оценки прогнозируемого потребления газа в Европе на 2025 г. снизились примерно на 250 млрд куб. м.
Снижение ожидаемого спроса привело к переизбытку потенциального предложения газа на европейском рынке и росту конкуренции со стороны поставщиков.
- Взаимоотношения России и Европы в газовой сфере перешли от стратегического партнерства к обычному коммерческому взаимодействию, отягощенному к тому же политическими разногласиями.
- Расширяются возможности европейских стран по диверсификации поставок газа и снижению импортной зависимости от России.
Однако варианты этой диверсификации все равно ограничены и могут приводить к увеличению цены закупаемого газа.
Тем не менее Россия в любом случае останется в числе ключевых поставщиков на европейском рынке, даже в самых неблагоприятных сценариях объемы поставок российского газа в Европу не падают больше чем на 25 млрд куб. м по сравнению с 2014 г.
Однако и перспективы роста экспорта из России также ограничены: в наиболее благоприятных условиях он увеличивается не более чем на 30 млрд куб. м по сравнению с 2014 г. в связи с перезаконтрактованностью рынка и медленным ростом спроса.
Таким образом, место России на европейском рынке фактически предопределено диапазоном объемов вокруг уровня 2014 г.
- Полностью отказаться от украинского транзита без строительства новых мощностей Россия может только в сценарии низкого спроса и низкого объема экспорта.
- При высоком спросе в Европе и мире каждый поставщик находит приемлемую для себя нишу, но в случае низкого спроса неизбежны ценовые войны.
Российский газ вполне конкурентоспособен на большей части европейского рынка в сравнении с американским СПГ. Но для завоевания ниши в первые годы можно ожидать поставок из Северной Америки по ценам ниже полных цен безубыточности.
Это может привести к ценовым войнам в диапазоне $230-300/тыс. куб. м.
В случае низкого спроса в Азии на Европу переключится ближневосточный СПГ, и с ним уже придется конкурировать в еще более низких ценовых диапазонах.
Попытки вытеснить ближневосточных поставщиков за счет ценового демпинга нецелесообразны, т. к. приведут к существенному падению выручки при слабо меняющихся объемах экспорта.
- В ближайшие годы, если Россия хочет сохранить объемы поставок, ее экспортная политика должна быть адаптирована к изменению рыночных условий.
Движение Европы к спотовому рынку неизбежно, и в этой ситуации только сближение цен российского газа со спотовыми позволит не потерять рыночную нишу для российских поставок.
Однако при этом расчеты показывают, что для России нецелесообразно полностью отказываться от долгосрочных контрактов, обеспечивающих гарантированные объемы поставок, целиком переходя на спотовую торговлю.
Авторы исследования приходят к выводу о том, что Европа перестала быть газовым рынком с быстрорастущим спросом и готовностью развивать стратегическое партнерство с Россией.
Теперь это с каждым годом все более конкурентная торговая площадка, где не только растет число поставщиков собственно газа, но и значительно усилилась межтопливная конкуренция в целом.
В этих условиях любому поставщику, желающему закрепиться на этом рынке, необходимо адаптироваться к условиям его работы, полагают авторы исследования.
Источник: Вести Экономика