Международный валютный фонд призвал Саудовскую Аравию остановить нефтяную экспансию в Европу, чтобы сохранить этот рынок для Ирана. Безусловно, сказано не напрямую. Однако за формулировкой «адаптации к падению цен на нефть» и угрозы потерять финансовый резерв стоит забота об американском интересе на европейском рынке. Рекомендация по времени совпала с докладом другой лоббистской организации – МЭА (Международное энергетическое агентство), которая пророчит Ирану путь на нефтяной рынок. Снятие санкций с Ирана пришлось на неблагоприятное время демпинга мировых цен на нефть, спровоцированного Саудитами. Приход Саудовской Аравии на рынок ЕС грозит сорвать США открытие европейского рынка для Ирана, чтобы реабилитировать его экономку взамен на отказ от ядерных технологий. Однако Саудиты готовы воевать с Ираном и в Европе, попутно нарушая границы российского нефтеэкспорта.

 

Саудовская Аравия целенаправленно нарастила нефтедобычу за эти полгода на 10 % – с 9,6 млн. баррелей в январе до 10,6 млн. баррелей в июне. Она реализует излишки на новых рынках сбыта, догоняя Россию по объёмам суточных поставок: 1,01 млн. баррелей в сутки против 1,7 млн. баррелей. Начиная с середины октября, начались поставки саудовской нефти в Польшу по более дешёвой, чем российская Urals, цене. На саудовскую нефть постепенно переключаются такие европейские гиганты, как Shell, Total и Eni. Объективно Саудиты были вынуждены ограничить поставки нефти в Китай в связи с замедлением темпов экономического роста в последние полгода. Специальное снижение цены для азиатского рынка не помогло вытеснить оттуда Кувейт, Россию и Анголу. Кроме того, Саудиты форсируют Европу, опасаясь возвращения Ирана, на который раньше приходилось от 5 до 10 % европейского импорта нефти.

 

Кроме того, у Саудовской Аравии есть ещё один глобальный конкурент – Соединённые Штаты. Хотя сам Обама против отмены эмбарго на нефтяной экспорт, действующего в США более 40 лет, республиканцы выступают за энергоснабжение своих союзников в Европе. Трансатлантический договор также предусматривает вытеснение с европейского рынка как российской, так и ближневосточной нефти. По запасам нефти США вышли на первое место в мире, обогнав Саудовскую Аравию – 468,6 млн. баррелей против 326,6 млн. баррелей, при этом американский госрезерв ещё больше – 695 млн. баррелей. 27 октября США решили продать 8 % из госрезерва. Однако в условиях инфляции и низких цен на нефть покрыть бюджетный дефицит не удастся. В итоге баррель себестоимостью $74 США будут продавать себе в убыток по $29,7, то есть в 2,5 раза ниже себестоимости.

 

ОПЕК прогнозирует балансировку нефтяного рынка в 2016 году, однако только в том, случае, если добычу сократят страны, не входящие в ОПЕК. За таким условием вновь скрывается саудовский интерес, связанный с нежеланием восстанавливать в организации долю Ирана, которую забрала Саудовская Аравия. Однако политика демпинга уже привела к побочным эффектам в самой Саудии. 20-процентный бюджетный дефицит прогнозируется в ближайшие пять лет до 50 %. Вытащить Саудию из долговой ямы не помогла даже кража иракской нефти через ИГ. В этих условиях монархия согласилась с рекомендацией МВФ выйти на международные долговые рынки, чтобы получать процентные отчисления от выпуска собственных долговых бумаг. Однако решение создать специальное министерство для управления долгом свидетельствует о том, что избранная нефтяная политика – жёсткий демпинг ради новых рынков – несёт большие риски.

 

 

Источник: cont.ws