Казахстанские банки обвиняли в том, что некоторые из них не до конца оповещали клиентов обо всех комиссиях при оформлении кредита, другие якобы озвучивали размер комиссий...
...поздновато, только перед непосредственной выдачей наличных по кредиту. Вскоре владельцы карточек станут более информированы. В интервью Kapital.kz банкиры заявили, что они намерены сообщать через экран банкомата о размере комиссии за обналичивание.
В начале 2011 года Нацбанк РК обязал банки показывать клиентам эффективную ставку по кредиту в рамках «борьбы с ростовщичеством». Этот шаг должен был повлиять на качество выдаваемых кредитов и защитить права потребителей финансовых услуг. Но, похоже, что некоторые банки могут не выполнять требование Нацбанка. Один из банков в начале июля 2014 года попал под прицел регулятора. По информации Казахстанской фондовой биржи, «БТА» не выполнил обязанности по указанию эффективной ставки вознаграждения «при распространении информации о величинах вознаграждения по финансовым услугам, в том числе ее публикации». Банк привлекли к административной ответственности.
Несмотря на то, что казахстанские банки пока не обязали доносить информацию о размере комиссии по обналичиванию с карты, некоторые игроки банковского рынка уже задумались о введении данной опции. Впервые вопрос информирования клиентов о тарифах за обналичивание через банкоматы активно поднимался в октябре 2013 года. Тогда в «Казкоме» заявили, что банк планирует размещать на экранах банкоматов размеры комиссий. «В настоящее время никто из банков РК не указывает комиссию на своих банкоматах. Эта тенденция прослеживается и за пределами нашей страны. Часто бывая за границей, могу сказать, что размер комиссии при обналичивании через банкомат прописывали лишь в Турции и Таиланде. Но в этих странах размер комиссии был значителен, поэтому клиента и информировали», – уточнили в октябре в банке.
Похоже, что менее чем за год банк сделал определенные шаги на рынке электронных платежей. «Мы уже частично реализовали отображение комиссий за обналичивание через банкоматы для некоторых категорий клиентов. К примеру, в части карт других банков мы уже настроили банкоматы и информируем клиентов о размерах комиссий. По тарифам, которые применяются в отношении держателей карт «Казкома», одновременно работает свыше 500 тарифных модулей. Настройка отображения комиссий по каждому из них достаточно трудоёмкая работа. Частично работы в этом направлении были замедлены в связи с интеграцией с банковскими системами «БТА». До конца года мы планируем закончить работы по отображению комиссий через банкоматы при совершении тех или иных операций», – подчеркнул управляющий директор «Казкоммерцбанка» Нурлан Жагипаров.
При этом банкир обратил внимание, что в системе интернет-банкинга комиссия, которая удерживается при совершении тех или иных операций, уже давно отображается. На рынке комиссия за обналичивание доходит до 1,5%
В «Нурбанке» настроены достаточно оптимистично и даже обозначили конкретные сроки по запуску новой опции. «Банк ведет работу по размещению информации о размерах комиссии за обналичивание на банкоматах. Он планирует ввести функцию оповещения клиентов о комиссии за снятие наличных в сентябре 2014 года», – подчеркнули в банке.
Насколько банки выполнят свои обещания, покажет время. «В том, что банки станут размещать информацию о размере комиссии за обналичивание на экране банкомата, нет ничего плохого, это нормально. Все банки к этому все равно придут. В любом случае в какой-то момент банки будут уже конкурировать не за счет тарифов, а за счет набора сервисов, услуг, удобства, продуктовой линейки и поддержки определённых технологий», – резюмировал Нурлан Жагипаров.