С начала года валовые международные резервы Казахстана уменьшились на 12,6% до $27 млрд. Независимый экономист Александр Юрин объяснил LS, с чем связано данное сокращение.

По его информации, в I квартале 2019 года наблюдалось серьезное падение активов в свободно конвертируемой валюте (то есть золотовалютных резервов за исключением золота).

"Этот компонент международных резервов снизился за три месяца более чем на четверть – с $16,5 до $12 млрд. Это в любом случае говорит о том, что у Национального банка были в январе-марте очень серьезные расходы иностранной валюты. Однако, как ни странно, мы не видим их в публикуемых регулятором данных об объемах проведенных им интервенций, нетто-значение которых за три месяца составило… ровно ноль", – отметил он.

Юрин добавил, что в январе-феврале падение компенсировалось ростом золотой компоненты резервов в денежном выражении. Тогда изменение итогового значения международных резервом сократилось на 12,6%. В то время как активы в свободно конвертируемой валюте уменьшились на 27,3%.

"Однако в марте объем золотой компоненты в пересчете на доллары снизился, и "компенсаторный" эффект перестал срабатывать. При этом стоит обратить внимание на то, что в первые два месяца темпы роста стоимости золотого запаса ощутимо превышали темпы роста цены золота на мировых товарных рынках. В то время как в марте наблюдалось некоторое падение стоимости золотой компоненты резервов при незначительном падении мировой цены на этот драгоценный металл", – пояснил экономист.

Юрин обратил внимание еще на один момент: изменение условных валютных обязательств Национального банка.

"Согласно данным МВФ по международным резервам и ликвидности центральных банков в иностранной валюте на конец февраля, в январе-феврале падение объемов валютной компоненты резервов сопровождалось существенным (примерно $1,9 млрд) снижением объемов "предполагаемых условных трат иностранной валюты". Возможно, это связано с изъятием иностранной валюты казахстанскими финорганизациям с корреспондентских счетов. Стоит подчеркнуть, что полностью объяснить все три указанных выше момента, включая несоответствие объемов интервенций динамике резервов, изменение стоимости золотой компоненты и снижение условных валютных обязательств в структуре ликвидности в иностранной валюте, может только сам регулятор", – считает он.

Что касается золотовалютных резервов, то, по словам Юрина, давление на них в течение последних лет преимущественно вызывалось дисбалансами в структуре экономики страны. Экономист напомнил, что ранее оно компенсировалось конвертацией иностранной валюты при осуществлении трансфертов из Нацфонда в бюджет. Однако он отмечает, что в этом году данный механизм оказался недостаточно эффективным.

"По итогам трех месяцев мы увидели падение валютной компоненты международных резервов на $4,5 млрд при том, что совокупный объем использования средств Нацфонда за три месяца составил 790 млрд тенге, или свыше $2 млрд. В этой ситуации очевидно, что снизить давление на золотовалютные резервы можно будет либо ослабив нацвалюту, либо увеличив объемы расходования средств Нацфонда. При этом стоит отметить, что Нацбанк  имеет возможность увеличивать золотой запас за счет использования права преимущественной покупки на внутреннем рынке у отечественных производителей золота, и он вряд ли откажется от использования этого механизма", – отметил он.

В то же время, по словам Юрина, влияние внутренних факторов, определяющих давление на ЗВР, вряд ли снизится в обозримом будущем.

"В этих обстоятельствах удельный вес золотой компоненты в международных резервах Нацбанка вряд ли существенно снизится", – заключил он.

Ранее LS писал о том, что международные резервы Казахстана за I квартал 2019 года превысили $86 млрд. При этом за прошлый год они снизились на $70 млн и составили $88,63 млрд.

Вместе с тем, согласно данным Всемирного совета по золоту, объемы драгоценного металла в ЗВР на 1 апреля 2019 года достигли 356,3 тонны. Для сравнения: с начала года этот объем увеличился на 3,3% с 345 тонн. Таким образом, сейчас запасы золота достигают 52% от международных резервов страны.