За последние несколько лет возникла проблема с финансированием крупнейших коммерческих банков Китая, на решение которой Пекин повлиять не может. Они испытывают недостаток в долларах США, важных для финансирования операций внутри страны и за рубежом, отмечает WSJ.
На графике ниже видно, что совокупные долларовые обязательства четырех крупнейших коммерческих банков Китая превысили объем их долларовых активов в конце 2018 г. Еще в 2013 г. активы всех 4 банков на $125 млрд превышали пассивы.
Однако это изменение стало результатом деятельности одного банка. У Bank of China на протяжении многих лет был больший объем чистых активов в долларах, чем у любого другого китайского кредитора. И в конце 2018 г. стало известно, что его долларовые обязательства на $72 млрд превышают долларовые активы. У других кредиторов "тройки лидеров" объем долларовых активов превысил объем пассивов, хотя их чистый долларовый профицит значительно сократился за последние 5 лет.
Как сообщает WSJ, согласно данным годового отчета Bank of China дисбаланс между активами и пассивами банка покрывается за счет долларового финансирования, которого нет на его балансе.
Это напоминает о сомнительных операциях с валютными резервами Турции. Центробанк страны занимал долларовые активы у местных банков посредством внебалансовых свопов. Затем он использовал их, чтобы поддержать и повысить лиру во время агрессивных атак на местную валюту. Можно с уверенностью предположить, что НБК проводил аналогичные операции.
WSJ отмечает, что такое внебалансовое кредитование "может быть нестабильным". Он ссылается на недавнее исследование BIS, согласно которому срок погашения подавляющего большинства валютных деривативов не превышает 1 год.
Конечно, центробанк Турции решил манипулировать своей валютой с помощью внебалансовых деривативов после Китая. Его валютные свопы, предназначенные для защиты банков от кризисов ликвидности, в последние годы резко возросли, несмотря на то что у него нет "самой важной из всех" своп-линий с ФРС.
Хорошая новость: в отличие от Турции, чья чистая позиция по иностранным активам может составлять $10 млрд, у Банка Китая незначительный дисбаланс по сравнению с балансом. Поэтому это не следует воспринимать как неизбежную угрозу. Напомним, объем валютных резервов Китая составляет $3,1 трлн. Это надежная опора на случай кризиса. Но, как отмечает WSJ, неясно, что еще плохого должно случиться, чтобы Пекин разрешил использовать эти резервы крупным коммерческим банкам.
Так куда уходят все долларовые активы местных банков? В первую очередь на китайские проекты инициативы "Один пояс – один путь". В подавляющем большинстве они финансируются в валюте США, доллары уходят за границу в форме китайских займов. Кроме того, есть огромный спрос со стороны китайских застройщиков.
Но в основе этого несоответствия финансирования простая причина. Майк Берд из WSJ отмечает: "Пекин хочет стать крупным финансовым игроком за рубежом, но лишь немногих заемщиков интересуют юани. Большая часть международной торговли проводится в долларах, юань трудно конвертировать, а у иностранных владельцев китайских активов неопределенные отношения с правовой системой страны".
Пока это не изменится, чистая долларовая позиция банков будет оставаться негативной.
Источник www.vestifinance.ru