Может ли бизнес участвовать в оказании паллиативной помощи и как заинтересовать инвесторов
В первую очередь, неясен объём рынка.
Фактические расходы на паллиативную помощь достаточно полно учтены по направлениям онкологии и туберкулёза. Но по ряду других направлений финансовые данные получить довольно затруднительно. Записи баз данных здравоохранения также не дают даже приблизительной картины по вопросу паллиативной помощи. Это связано с несколькими факторами. Так, зачастую пациенты госпитализируются либо с кодом основного заболевания (без указания кода паллиативной помощи), либо с произвольным кодом, соответствующим профилю имеющейся в наличии свободной койки (поскольку в РК всего 41 паллиативная койка, а больницы не получают специальное финансирование на цели оказания паллиативной помощи).
В связи с описанной ситуацией, структура паллиативных больных неизвестна: регистрация случаев происходит либо только по коду основного заболевания, и тогда они не учитываются как паллиативные, либо по коду паллиативной помощи, и тогда невозможно понять, каков основной диагноз, приведший к паллиативу.
Есть и другая сторона проблемы. Представим абстрактную детскую больницу. На каких койках пребывают дети с поражениями центральной нервной системы в терминальной стадии / в коме, если паллиативные койки не предусмотрены (как это бывает в большинстве случаев)? В основном такие пациенты годами занимают реанимационные койки. Это снижает доступность реанимации для остальных пациентов и серьезно обременяет бюджет больницы, ведь соответствующих тарифов не существует. Ежегодно содержание 10 таких коек требует до 1 млрд тенге, при условии соблюдения всех стандартов лечения, своевременной замены одноразовых медицинских изделий и т.д. Этот факт развеивает миф о дешевизне паллиативной помощи и свидетельствует о недооцененности как фактических расходов, так и потребности в финансировании.
Второй глобальный вопрос - отсутствие чётких правил игры. Существует несколько организационных форм: хоспис, отделение паллиативной помощи в рамках многопрофильной больницы или специализированного стационара, мобильные бригады.
Хоспис или самостоятельное юридическое лицо, оказывающее только паллиативную помощь, требует оснащения кислородом, подъёмниками и устройствами для транспортировки, реанимационного блока и так далее. При этом, сроки и надёжность возврата инвестиций неясны, а государственные тарифы чрезвычайно низки.
Мобильные бригады - вариант с наиболее прозрачной и просчитываемой экономикой, при этом хорошо встраиваемый в деятельность поликлиники, например, находящейся в доверительном управлении у частного партнера.
Как видим, с точки зрения бизнеса, паллиативная помощь - направление с долгим возвратом инвестиций, невысокой маржинальностью и пока размытым функционалом. Поэтому для вовлечения частных партнёров необходимо по каждой организационной форме чётко определить перечень обслуживаемых нозологий, предоставляемых услуг, предпочтительную форму собственности и формат взаимодействия государства и бизнеса. После этого можно доводить принятую политику до реализации на местах.
Резюмируя, минимальными усилиями государства можно создать условия, в которых бизнес заинтересуется паллиативной помощью, примет активное участие в её оказании и без снижения градуса социальности закроет дефицит потребности.
Источник forbes.kz