Минэкономразвития добивается влияния на решения Центробанка в вопросе таргетирования инфляции. Экономисты предупреждают, что вмешательство в кредитно-денежную политику ЦБ чревато дестабилизацией экономической ситуации.
Минэкономразвития получило согласие президента Владимира Путина на предложение создать специальный механизм выработки цели по инфляции с участием ЦБ и Минфина. Об этом сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. «Я получил согласие президента с этим предложением. Сейчас мы совместно с Минфином, ЦБ и помощником президента по экономическим вопросам будем вырабатывать (конкретные предложения)», - сказал он ИТАР-ТАСС.
Данная инициатива возникла после неожиданного повышения Центробанком ключевой ставки с 7,5% до 8% в июле этого года. В правительстве были крайне недовольны как повышением ставки, так и тем, что такое решение ЦБ принял, не посоветовавшись, рассказывали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Министерство Алексея Улюкаева, курировавшего до лета 2013 года денежно-кредитную политику Банка России в должности первого зампреда, считает, что несогласованные действия ЦБ и правительства становятся барьером для экономического роста. В частности, Минэкономразвития указывало, что повышение ЦБ ключевой ставки в борьбе за снижение инфляции подрывает оживление в экономике. Как говорил Улюкаев в мае, риски замедления экономического роста значительно превышают риски разгона инфляции. В связи с этим Минэкономразвития предложило расширить коридор отклонения от целевого показателя инфляции в плюс-минус 1,5% для большей гибкости политики инфляционного таргетирования Банка России. Для этого могут быть внесены изменений в утвержденные «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» - базовый документ, которым ЦБ руководствуется в принятии решений по денежной политике. Помимо этого, предлагается корректировать цели по инфляции в течение года, чего избегает Центробанк.
Введение Россией антизападных санкций приводит к росту инфляции в текущем году на 1%, сообщил глава департамента сводного макроэкономического прогнозирования МЭР Олег Засов. «Около 1% в текущем году, будет некоторый эффект и на следующий год. В основном рост цен придется на первый квартал следующего года. Это наша оценка, здесь очень большая неопределенность. На следующий год мы еще 0,5 процентного пункта закладываем, что может быть связано с этим эффектом», - добавил он. Кроме того, с 2015 года рост цен могут подстегнуть введение регионального налога с продаж и уплата страховых взносов в систему ОМС со всей суммы зарплаты - оба этих предложения сейчас обсуждает правительство. Это увеличит предельные темпы роста цен до 7%. В основном рост цен придется на первый квартал следующего года. В соответствии с базовым сценарием прогноза социально-экономического развития России точечное значение инфляции в 2015 году составит 6,5%, в соответствии с умеренно-оптимистичным - 5,5%, в 2016 году - 4,5% по обоим вариантам, в 2017 году - 4% по обоим вариантам.
ВВП РФ, по оценке Минэкономразвития, сократился в июле на 0,2% к июлю прошлого года после снижения на 0,1% в июне. Однако ЦБ проблемы с экономическим ростом объясняет не нехваткой спроса, который можно поддержать смягчением монетарной политики, а структурными факторами: стагнация переходит в рецессию при высокой загрузке производственных мощностей и максимальном использовании рабочей силы. В таких условиях удешевление денег на фоне высокой инфляции даст импульс дополнительному росту цен, а не экономики, считают в ЦБ.
ЦБ считает приемлемым для России уровнем инфляции 4% - эту цель в качестве среднесрочной он предполагает указать в готовящихся «Основных направлениях денежно-кредитной политики» на 2015-2017 гг. Годом ранее ЦБ ожидал снизить инфляцию в 2014 году до 5%, в 2015-м - до 4,5%, в 2016-м - до 4%, допуская отклонение от цели в 1,5 п. п. в случае шоков. В сентябре ЦБ может поменять прогноз по инфляции, но сам таргет менять не собирается, говорила ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина. При этом по ее словам, ЦБ объяснит, почему прогноз будет выше установленной цели.
Минфин считает прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2016-2017 годы завышенным. «Нам кажется несколько завышенной инфляция в 2016-2017 годах. Нам кажется, что она будет быстрее снижаться с учетом политики Центробанка, направленной на инфляционное таргетирование», - заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, прогноз Минэкономразвития по инфляции завышен на 50 базисных пунктов. Кроме того, Минфин называет немного завышенным прогноз Минэкономразвития по темпам экономического роста в результате повышенных цен на нефть.
Банк России поддерживает идею повышения эффективности взаимодействия между ЦБ и правительством, но считает, что периодический пересмотр цели по инфляции подрывает доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сообщила пресс-служба регулятора со ссылкой на первого зампреда Центробанка Ксению Юдаеву. При этом ЦБ также считает необходимым участвовать в подготовке решений правительства по вопросам тарифной и налоговой политики, поскольку они оказывают существенное влияние на инфляцию. ««Нам нужно в полной мере задействовать имеющиеся механизмы и при необходимости их совершенствовать», - заметила Юдаева. По ее словам, цели по инфляции меняться не должны, но могут меняться прогнозы и, если инфляция отклоняется от целевого уровня из-за непредвиденных и временных факторов, целесообразнее объяснять причины отклонения от них: это делает денежно-кредитную политику более предсказуемой и понятной для участников финансового рынка и населения. Так обычно поступают мировые центробанки - не меняя цели, но объясняя причины отклонения от них. Если цели постоянно пересматривать, это подорвет доверие, полагает Юдаева. «Такое поведение эквивалентно постоянному пересмотру установленных правил игры», - замечает она.
Целевые значения по инфляции ЦБ устанавливает в «Основных направлениях денежно-кредитной политики», этот документ по закону «О Центральном банке» обсуждается в Госдуме, а перед этим представляется правительству и президенту. Этот же закон определяет, что ЦБ разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику во взаимодействии с правительством. Это подразумевает участие и Минэкономразвития, и Минфина в обсуждении целей по инфляции и подходов к реализации денежно-кредитной политики. Кроме того, закон дает представителям Минэкономразвития и Минфина право участвовать в заседаниях совета директоров Банка России с правом совещательного голоса, добавила она. Кстати, на июльское заседание, где было принято возмутившее Алексея Улюкаева решение повысить ставку, Минэкономразвития и Минфин были также приглашены, но не пришли, говорили «Ведомостям» федеральный чиновник и источник, близкий к ЦБ.
В ЦБ также подчеркивают, что важное условие устойчивого снижения темпа роста потребительских цен - формирование инфляционных ожиданий на стабильно низком уровне. «Ожидания ускорения роста цен могут приводить к их фактическому ускорению, поскольку на их основе экономические агенты принимают решения о потреблении, сбережении, уровне заработной платы, инвестировании. Для того чтобы инфляционные ожидания оставались на низком уровне, Банку России необходим высокий уровень доверия к его политике», - считает первый зампред ЦБ.
Глава центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева негативно оценивает стремление Минэкономразвития влиять на таргетирование инфляции и сомневается, что президент одобрил эту инициативу. «Независимость Центробанка – краеугольный камень кредитно-денежной политики государства, и вмешательство в его деятельность чревато дестабилизацией экономической ситуации, - пояснила она «Эксперт Online». – Плоды такого вмешательства Россия пожинала в начале 90-х годов, когда дефицит бюджета финансировался за счет печатного станка, и в результате вместо шоковой терапии, обычной при переходе от социалистической экономики к капитализму, мы получили растянувшуюся на несколько лет гиперинфляцию».
В то же время ведущие российские экономисты неоднократно подчеркивали, что развитие экономики невозможно без смягчения денежно-кредитной политики, и во главу угла Банком России должна ставиться не инфляция, а стимулирование экономического роста. Но ситуация не сдвигается с мертвой точки.1
«У нас, на самом деле, есть серьезная разбалансированность между денежной политикой, бюджетной политикой и политикой роста, развития и преобразования тех или иных секторов. Они могут сойтись на этапе низких темпов роста. В этом смысле самое стабильное существо – это вообще покойник. Он никуда не движется, и упасть никуда не может», – заявлял в начале года зампред ВЭБа, бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Источник: Эксперт