Санкции могут заставить российские компании искать альтернативу финансовым рынкам США и ЕС, и наиболее очевидным выбором представляются азиатские рынки, отмечается в обзоре Standard&Poor s. По оценкам аналитиков агентства, по объему они сопоставимы с европейскими (более 50 млрд долл.), однако отечественным компаниям понадобится много усилий и времени для того, чтобы утвердиться на азиатских рынках в качестве регулярных эмитентов.

Сейчас лишь немногие российские компании, работающие с азиатскими контрагентами напрямую, имеют кредитные линии в банках стран Азии. Российские банки, как отмечают в S&P, предпринимали попытки выйти на азиатские рынки капитала, однако добивались успеха лишь в случаях частного размещения долговых обязательств. Общий объем таких сделок очень невелик, и, по мнению аналитиков, возможностей его значительного увеличения в ближайшие три года мало.

 

Но даже если азиатские рынки капитала не станут значительным источником ликвидности для российских компаний в ближайшем будущем, определенного "поворота на Восток" все же можно ожидать. Об этом, в частности, говорит инициатива Ассоциации российских банков ввести отдельное лицензирование для кредитных организаций, занимающихся исламским банкингом (соответствующее письмо было направлено в августе в ЦБ). Его главная особенность - избегание элементов, противоречащих шариату. Это, в частности, запрет ссудного процента и ростовщичества, чрезмерного риска и неопределенности. Также нельзя вкладывать средства и получать доход от запретных видов деятельности (производство и продажа свинины, алкоголя, оружия, а также индустрии "низменных чувств" - проституции, порнографии и азартных игр).

 

Банкиры отмечают, что на развитие исламского банкинга в России негативно влияет отсутствие правового регулирования этого сегмента. Исламские финансовые услуги сегодня обходятся дороже традиционных из-за расходов на обучение и переквалификацию персонала, формирование и содержание Шариатского совета, отсутствие стандартных схем осуществления сделок и разработанной методологии в российских условиях, налогообложения. В письме также обращается внимание на отсутствие инфраструктуры исламской экономики - прежде всего исламских финансовых институтов (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.).

 

В российском законодательстве сегодня нет понятий "исламский финансовый институт" или "банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов". АРБ предлагают принять специальный федеральный закон, например "Об исламских финансах", который бы заполнил все пробелы. Также предлагается разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование банков для таких сделок. "В своей отчетности она должна будет обосновывать экономический смысл каждой транзакции или группы однородных транзакций, с одной стороны, и будет обязана создать дополнительные фонды, компенсирующие возможные потери из-за специфического характера исламских операций, как это принято в других странах, например в Малайзии", - отмечается в письме.

 

По словам зампреда правления Банка расчетов и сбережений Игоря Дмитриева, спрос на исламские финансовые инструменты в России растет. "Это связано, во-первых, с ростом религиозного самосознания и уровня доходов людей в российских регионах с преимущественно мусульманским населением. Кроме того, российская экономика могла бы рассчитывать на инвестиции фондов и банков из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, которые располагают существенными объемами свободных ресурсов", - отметил эксперт. Однако отдельное регулирование исламского банкинга в России, по его мнению, не нужно. "В силу многочисленных особенностей исламского банкинга, особенно в части создания резервов по беспроцентным ссудам, налогообложения доходов от размещения средств в беспроцентные вклады, необходимы дополнения в действующие нормативные документы", - считает Дмитриев. Он добавил, что Великобритания и Люксембург пошли именно по такому пути - они подстроили свою регулятивную систему под особенности исламского банкинга.

 

Партнер Deloitte, руководитель Группы по предоставлению услуг финансовым институтам в СНГ Сергей Неклюдов отметил, что рост этого инструмента сегодня сдерживается технической сложностью оформления сделок с учетом всех требований исламского финансирования, рядом ограничений по размещению привлеченных финансовых ресурсов и недостатком специалистов в российских банках, которые обладают необходимыми знаниями и квалификацией для организации такого рода сделок. "На сегодня лишь несколько банков располагают командой специалистов, имеющих практический опыт, и необходимыми теоретическими знаниями по этому вопросу", - сказал Неклюдов.

 

Если ограничения к доступу на западные рынки капитала будут носить долгосрочный и масштабный характер, российские банки будут искать альтернативные источники финансирования, и одним из таких источников может стать исламский банкинг, считает эксперт. Для его развития необходимо будет проанализировать существующую нормативную и юридическую базу в России и внести в нее необходимые изменения для того, чтобы учесть и нормативно закрепить имеющуюся специфику исламского финансирования, добавил Неклюдов.

 

Несмотря на то что российские банки заинтересованы в альтернативных источниках фондирования, мы не ожидаем значительного числа сделок в ближайшее время, отметил Роман Рыбалкин, аналитик группы "Рейтинги финансовых институтов" Standard & Poor s. По его словам, в теории вопрос позиционирования банка как "исламского" может быть актуален для регионов преимущественно с мусульманским населением. В то же время в отсутствие законодательной базы это позиционирование, вероятно, либо сведется к отдельным крупным сделкам, либо будет чревато нарушением требований ЦБ, заключил он.

 

 

Источник: Российская газета