Кинопродюсер Эрнар Курмашев рассказал об объеме инвестиций в отечественную киноиндустрию
Инвестиции в кинопроизводство могут давать высокую прибыль, если соблюсти ряд условий и максимально снизить риски. Накануне второго международного кинофестиваля Almaty Film Festival кинопродюсер Эрнар Курмашев рассказал «Капитал.kz» о новых для Казахстана способах развития рынка кино и объеме инвестиций в отечественную киноиндустрию.
- Эрнар, как на сегодняшний день развивается наша киноиндустрия?
- Раньше киностудия «Казахфильм» снимала один-два проекта в год, а сейчас появляется все больше картин, снятых независимыми продюсерами на частные инвестиции.
Остро стоит вопрос создания системы, регулирующей деятельность кинотеатров. Например, в России это ЕАИС (единая автоматизированная информационная система). Это специальное программное обеспечение, которое установлено в каждом кинотеатре, что делает их деятельность прозрачной. Благодаря этому рынок кинотеатров РФ стал прозрачным на 99%, что дало хороший толчок развитию российского кино.
У нас правительство только начинает делать шаги в этом направлении. В начале 2019 года был принят Закон о кино, который обязывает внедрять систему продажи электронного билета.
Момент, когда система будет внедрена, станет переломным для кинопроизводителей. Мы будем точно знать, сколько зарабатываем на прокате фильмов – и тогда инвестировать в кинопроекты будет не так рискованно для частного инвестора.
- Сколько может собрать успешная кинокартина в Казахстане? Кассовый сбор сколько может составить максимально?
- Максимум от $500 тыс. до $1 млн в прокате. А успешного кино у нас 15-20% из всех фильмов, которые снимаются на отечественном рынке. Из заработанных $500 тыс. 50% мы отдаем кинотеатру, остается $250 тыс. Далее 5-7% отдаем дистрибьютору, остается $230 тыс., около $30 тыс. уходит на маркетинг. И в итоге у нас – $200 тыс. По сути, эта сумма и есть тот максимальный порог бюджета фильма, который мы можем себе позволить, чтобы не остаться убыточными. В рамках такого бюджета не снимешь фэнтези с качественной компьютерной графикой или боевик. Поэтому данные жанры в Казахстане не развиты. Все, что можно снять за эти деньги – комедии и драмы.
- Каковы ближайшие перспективы кинорынка?
- Если мы решим все системные проблемы отечественной киноиндустрии, то через 5-10 лет наши фильмы будут собирать более $5 млн, а возможно, и $10 млн. При населении 18 млн потенциал рынка составляет $15-20 млн. Для этого нам нужно сделать кинотеатральный бизнес прозрачным, построить новые кинотеатры в регионах, поддерживать отечественного кинопроизводителя и давать определенные субсидии и квоты. Мое мнение – кинотеатров в Казахстане должно быть больше. Потенциал нашего рынка минимум 700 залов, а у нас их 280.
- В этом году были приняты поправки в Закон РК «О кинематографии». И одна из них – при правительстве должен быть Центр поддержки и развития отечественного кинематографа. Как это уже помогло или поможет киноиндустрии?
- Центр возглавила Гульнара Сарсенова, чему мы очень рады. Это как раз тот исполнительный орган, который будет внедрять систему электронного билета и отслеживать в целом работу киноиндустрии. Там есть очень хороший пункт по поводу субсидирования иностранного кинопродюсера. Если он приезжает к нам в страну снимать свое кино, то ему могут вернуть до 30% затраченных средств. В случае казахстанских продюсеров 100% финансирование будут давать социально значимым фильмам. Если фильм коммерческий, то при наличии у продюсера 30% бюджета остальные 70% он может попросить у Центра.
- Как вы привлекаете инвесторов?
- Привлечь инвесторов в киноиндустрию очень сложно, потому что есть огромное и более надежное количество финансовых инструментов. Проблема еще в том, что чаще всего инвестор вкладывает деньги в один фильм, но это неправильно. Он очень рискует таким вложением, ведь кинобизнес очень непредсказуемый. Угадать, насколько будет удачным тот или иной фильм, практически невозможно. Обычно 80% снятых картин становятся убыточными, только 20% приносят прибыль. Так происходит во всем мире. Поэтому инвесторам необходимо диверсифицировать риски, вкладываясь сразу в 5-10 фильмов. В основном в киноиндустрию приходят инвесторы, которые видят перед собой определенную задачу, например, развитие культуры в Казахстане. Таких инвесторов очень мало. Но постепенно, с развитием киноиндустрии, такой подход меняется. И это хорошая тенденция. Например, в Америке создают независимые фонды, которые привлекают инвестиции, подписывают договоры с инвесторами, защищают их права, дают гарантии, страховку. Сейчас мы с Аканом Сатаевым думаем над созданием подобного фонда. Мы хотим начать краундфандинговый процесс, а на собранные деньги мы будем снимать сразу несколько фильмов. Также совместно с акиматом Алматы мы инициировали проведение кинофестиваля, где хотим рассказать, как правильно отечественной киноиндустрии перенять международный опыт, как привлекать инвестиции и т.д. Интересно, что в рамках Astana Film Fund мы планировали снять пять фильмов за пять лет, а снимаем уже восьмой за 4 года. Сейчас отечественная киноиндустрия растет в геометрической прогрессии. Если три года назад снимали только 10 независимых фильмов в год, то сейчас 30 или 50. Если в 2017 году объем рынка кинопроката составлял $50 млн, на казахстанские картины приходилось 10%, 20% – российские и 70% – американские фильмы. В 2018 году мы занимали долю уже 30%. Зрители стали больше доверять и любить отечественное кино.