В регионах Казахстана запустят четыре пилотных проекта с новой методикой контроля, передает kapital.kz. Правительство страны диагностировало один из недугов бюджетной политики: локомотив экономики — строительный сектор, погряз в теневых схемах и все больше превращался в «черную дыру», куда заходили сотни миллиардов тенге, предназначенных на гражданские объекты, а на выходе государство недополучало налоги, испытывало стресс со сроками и качеством строительства. В результате кабинет министров принял решение: раз и навсегда разрубить этот гордиев узел, поставив под жесткий контроль денежные потоки на рынке строительства. Соответствующая инициатива была презентована накануне Минфином республики.
Тройной контроль
Суть вопроса сводится к тому, что теперь застройщиков, выигрывающих стройконтракты в рамках госзакупок, обложат многослойным контролем сразу с нескольких сторон. Во-первых, казначейство Минфина начнет контролировать денежные переводы между заказчиком в лице государства, генподрядчиком и субподрядчиками. Во-вторых, повышается роль инжиниринговых компаний или супервайзеров, которым будет отдан полный контроль как за качеством и сроками строительства, так и работой застройщиков со своими поставщиками. В частности, теперь придется согласовывать с супервайзером кандидатуры всех поставщиков. В-третьих, Комитет госдоходов Минфина начнет проверять поставщиков на предмет налоговой истории и в зависимости от результатов «рекомендовать» инжиниринговым компаниям соглашаться или нет на одобрение тех или иных компаний-поставщиков.
По замыслу правительства, эти меры должны сделать если не невозможным наличие «черных» схем на строительном рынке и участие в нем недобросовестных застройщиков, то, по крайней мере, существенно затруднить им жизнь.
«Во-первых, мы сталкиваемся с необоснованным завышением сметы расходов на строительство, срывом его сроков и низким качеством. Во-вторых, львиная доля нарушений бюджетного законодательства и Закона „О госзакупках“ приходится на сферу строительства. В-третьих, в сегменте существует высокая доля лжепредприятий. Так, из 1 тыс. 792 лжепредприятий в прошлом году доля по отрасли строительства составляла 28,6%, или 514 предприятий. Анализ показал, что средний пороговый показатель поступлений налогов плательщиками НДС составляет 6,2%, или 137 млрд тенге, при этом по строительным компаниям, участвующим в госзакупках, данный показатель является самым низким — 4%. Тогда как среднеотраслевой пороговый показатель в целом по строительству составляет 7,7%», — обрисовал причины столь резких изменений правил игры глава Минфина Бахыт Султанов.
Любопытно, что для осуществления задуманного правительству даже не придется писать и проводить через парламент отдельный закон: достаточно просто изменить подзаконные акты, в частности, усилить полномочия инжиниринговых компаний. Сделано это будет довольно быстро — уже к 7 марта. После чего в регионах Казахстана запустят четыре пилотных проекта, общей стоимостью примерно в миллиард тенге каждый, на которых и опробуют новую методику трехступенчатого контроля — казначейство, инжиниринговые компании и комитет госдоходов.
При этом правительству удалось заручиться поддержкой НПП «Атамекен», которая контролирует бизнес-сообщество, в том числе взаимодействует с застройщиками. Глава палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов вынужден был согласиться с министром финансов Бахытом Султановым, что эта мера хоть и болезненная для строительного сектора, однако востребована обществом.
«Это может быть и болезненная смена схемы, но понимание есть, что требование прозрачности освоения средств перевешивает. К тому же, мы понимаем, что это требование ответственности перед населением, потому что за счет государства строятся объекты социальной значимости. Хорошо, что проект внедрен в пилотном режиме, это позволит оценить шероховатости, а после начать масштабно его реализовывать», — пояснил Аблай Мырзахметов.
Что же касается главы правительства, то он не только поддержал эту идею, но и призвал Минфин жестко бороться с возможным саботажем пилотного проекта.
«Самая главная задача, чтобы этот пилотный режим сработал. Я полагаю, что будут сопротивляться. Будут специально делать, чтобы пилот не получился, чтобы вернуться к старой схеме. Жестко надо будет пресекать: и у себя внутри, в комитете казначейства все задействованные люди должны четко выполнять поручения», — дал премьер-министр полный карт-бланш.
Дьявол кроется в деталях
В свою очередь, в разговоре с нашим изданием один из ведущих экспертов в сфере строительства, вице-президент Национальной ассоциации проектировщиков Казахстана, глава Союза архитекторов Астаны Серик Рустамбеков заметил, что правительство идет в правильном направлении, ведь коррупцию в строительном секторе давно пора было разрушить. Другой вопрос — как будут формироваться, и кто будет работать в инжиниринговых компаниях. Ведь сейчас на рынке огромный дефицит не только профессионалов, а просто квалифицированных специалистов. Не станут ли случайные люди, которые получат массу полномочий как супервайзеры, сами рассадником новой коррупции.
«На строительном рынке давно определились свои лидеры. Эти строительные организации научились высасывать деньги из бюджета, научились создавать целые цепочки из аффилированных компаний, которые одно и то же изделие продают друг другу. Это изделие проходит через несколько фирм и в конечном итоге его стоимость оказывается достаточно высокой, но ничего нельзя сделать, ведь кругом сидят „свои“ люди. Они рассматривают эту практику как дополнительную прибыль. Есть такая схема, она работает и естественно те, кто привык так работать, им не понравятся эти нововведения. Создание инжиниринговых компаний можно только приветствовать, потому что проектирование и строительство — это целая отрасль и управлять ею должны профессионалы. Однако на деле у нас с профессионалами не все так безоблачно. В идеале инжиниринговые компании должны стать буфером между заказчиком и всеми остальными, кому нужно платить деньги, чтобы реализовать строительство, начиная от проекта, кончая уже сданным объектом. И тут имеются обоснованные опасения: эти управляющие компании наделяются большими полномочиями, практически контролем за деньгами и за поставщиками. И как бы сами они не превратились в рассадник коррупции, не стали неким очередным посредником между заказчиком и строительной компанией», — прокомментировал Серик Рустамбеков.
Он пояснил, что за рубежом такие управляющие компании безбедно существуют — они живут на средства заказчиков, забирая от 10% до 25% стоимости строительства объекта себе. В конце концов они сдают объект заказчику под ключ. Они содержат многочисленный штат квалифицированных специалистов, контролируют стоимость и качество работ, несут ответственность перед заказчиком. У нас же ситуация другая: в Казахстане существует технический надзор, который обладает сравнительно небольшими деньгами, которые закладываются в смету проекта, однако эти деньги не позволяют осуществить технический надзор.
«Настоящую инжиниринговую компанию за эти деньги не создашь, не наймешь нормальных специалистов. Сами технадзоры вроде бы независимые, имеют аттестаты. Но честно вам скажу, что технический надзор существует больше на бумаге, он достаточно формален. Потому что уровень специалистов очень низкий. Как правило, туда идут те, кто не смог себя реализовать ни как проектировщик, ни как строитель. Просто это способ зарабатывания денег, не более. На стройке представители технадзора часто ведут себя как короли, выкручивают руки строителям. Но квалификация и опыт работы у них оставляют желать лучшего. Поэтому вопрос — из кого будут набираться новые инжиниринговые компании, которым передадут большое количество контрольных полномочий, какие объемы финансирования будут заложены на их содержание? Не выйдет ли так, что это будут те же наши технадзоры, только в профиль?» — задался вопросами Серик Рустамбеков.
Как отметил эксперт, дьявол кроется в деталях: если окажется, что проверку эти инжиниринговые компании будут осуществлять, не выходя из кабинета — бумажно-отчетную, то «нарисовать» можно будет все что угодно.
«Сейчас планируется запустить четыре пилотных проекта в разных областях, стоимостью около 1 млрд тенге. Дай бог, чтобы все получилось. Для этого время есть. Но я хотел бы напомнить, что ежегодно строятся тысячи объектов по всему Казахстану. Например, сейчас речь идет о 40 тысячах объектах, из них около 12 тыс. объектов построено в прошлом году за счет государственных средств. Объекты разные — маленькие и большие. На каждой стройке поставщиков товаров и услуг тоже может доходить до тысячи. И все, конечно, не проследишь. Но в целом, идея верная: если ее получится реализовать, это может нанести серьезный удар по отмыванию денег через строительный сектор, по лжепредприятиям, по черным схемам с нелегальными рабочими, за которых не платят ни подоходный, ни социальный налоги, и в итоге бюджет недополучает от строительной отрасли», — заверил Серик Рустамбеков.