До 1 июля 2020 года государствами - членами Союза будет подготовлен проект соглашения
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) планирует устранить препятствия, с которыми до сих пор сталкиваются поставщики из государств - членов ЕАЭС при выходе на рынок государственных закупок России, сообщает Kapital.kz.
На сегодня российскими организаторами госзакупок в качестве тендерного обеспечения принимаются гарантии только тех банков, которые включены в перечень Минфина РФ. Чтобы попасть в этот перечень, банк должен соответствовать нескольким требованиям, например, иметь кредитный рейтинг российских рейтинговых агентств, который могут получить только банки России. Это создает для участников тендеров из других стран ЕАЭС препятствия и дает преимущество российским поставщикам.
До 1 июля 2020 года комиссией будет подготовлен проект международного Соглашения по взаимному признанию банковских гарантий, которое, как пояснила директор департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Алия Джумабаева, урегулирует использование и признание банковский гарантий, для коммерческих банков всех стран Союза.
- Алия Маратовна, как документ сможет повлиять на банки и бизнес стран ЕАЭС?
- Признание банковских гарантий для обеспечения участия в государственных закупках в других странах - участницах Союза, на наш взгляд, благоприятно скажется на бизнесе, который получит возможность равного с российскими поставщиками участия в тендерах, проводимых в России. В то же время внутри стран банки будут конкурировать друг с другом, хотя в полной мере говорить о росте конкурентоспособности банков и банковского сектора пока преждевременно – Договор о ЕАЭС предполагает создание общих рынков в этой сфере только к 2025 году. Мы считаем, что все банки государств-членов, соответствующие определенным общим критериям, могут быть задействованы в обеспечении участия в госзакупках в других странах Союза. Эта возможность повысит конкурентоспособность участников госзакупок и эффективность расходования бюджетных средств.
- В чем сегодня заключаются сложности для стран ЕАЭС при участии в госзакупках в России?
- Договор о ЕАЭС предусматривает, что законодательством каждого государства - члена Союза должно быть установлено не менее двух способов обеспечения заявки и исполнения контракта – гарантийный денежный взнос или банковская гарантия. Это служит защитой интересов заказчика в случае невыполнения поставщиком своих обязательств.
Что касается обеспечения заявки через банковскую гарантию – законодательство России допускает признание банковских гарантий, выданных только российскими банками, включенными в реестр Минфина страны и имеющими соответствующий рейтинг российских кредитных агентств (АКРА и Эксперт РА). При этом не признаются гарантии банков других стран ЕАЭС, тем самым ограничивается доступ потенциальных поставщиков к госзакупкам России. К слову, подобных требований и ограничений в законодательствах остальных государств - членов Союза нет.
Хочу отметить, что в августе этого года по итогам заседания Совета ЕЭК Правительству России предложено внести изменения в законодательство, которые бы предусматривали возможность признания на переходный период (до подписания и вступления в действие разрабатываемого Соглашения. – Ред.), банковских гарантий Евразийского Банка Развития и Межгосударственного банка.
- Какие изменения в законодательства стран ЕАЭС необходимы, чтобы адаптировать проект международного соглашения, о котором вы упомянули?
- Сейчас говорить о том, какие именно изменения в законодательства государств - членов ЕАЭС потребуются, преждевременно. Все зависит от того, какие требования и условия будут включены в Соглашение. Например, если стороны договорятся между собой, возможно, потребуются поправки, предусматривающие ведение реестра банков и реестра банковских гарантий для госзакупок.
- Какие финансовые задачи способен решить проект Соглашения для каждой страны ЕАЭС в целом и для Казахстана, в частности? В чем его практическая значимость?
- Рынок госзакупок ЕАЭС составляет более 122 млрд долларов. Ожидается, что разрабатываемое Соглашение обеспечит возможность взаимного и равного доступа потенциальных поставщиков из стран ЕАЭС к госзакупкам. Это реальный шаг в сторону развития интеграции и выполнения норм Договора о ЕАЭС.