Народный банк КНР намерен на половину процентного пункта снизить нормы резервирования, которым должны соответствовать коммерческие банки
Власти Китая обеспечили экономике страны дополнительный импульс для развития, высвободив миллиарды долларов для банков. Это стало возможным в рамках предпринимаемых правительством КНР усилий по стимулированию бизнеса в условиях затянувшегося торгового конфликта с США.

Техническая мера, принятая Народным банком Китая, преду­сматривает снижение нормы резервирования для коммерческих банков страны, то есть сокращение объема средств, которые банки должны держать на счетах Центробанка и которые нельзя выдавать в виде кредитов. По сообщению регулятора, всего будет высвобождено почти 900 млрд юаней ($126 млрд), что позволит банкам финансировать различные проекты, стимулируя таким образом развитие строительной индустрии, а также способствуя активизации рынка труда.

Возможностей для использования новых драйверов у второй по величине экономики мира становится все меньше, поскольку объем производства в стране снижается, а деловая уверенность подрывается. Торговый конфликт с США вообще стал для Пекина главной головной болью. В частности, это касается и новых американских пошлин, приводящих к удорожанию экспорта товаров из Китая. Эти тарифы были введены на прошлой неделе несмотря на то, что стороны договорились возобновить переговоры в начале октября.

Замедление темпов роста китайской экономики – настоящее испытание для правительства страны, которое установило целевой показатель роста ВВП в 2019 году на уровне 6%, что является шагом назад по сравнению с бумом прошлых лет, когда поток инвестиций в страну был просто огромным. И хотя власти Поднебесной рассматривают торговый конфликт и другие трудности как некую вынужденную необходимость, его последствия оказались сильнее, чем ожидалось. Так, они стали причиной серьезных проблем с поставками свинины – главного продукта питания в Китае, а также беспорядков в Гонконге, который традиционно считался мостом на глобальные рынки. В своем выступлении на прошлой неделе председатель КНР Си Цзиньпин употребил слово «борьба» более десяти раз. По мнению аналитиков, это отражает определенные настроения наверху, поскольку Коммунистическая партия Китая (КПК) готовится отметить 70-ю годовщину пребывания у власти.

Планы по сокращению нормы обязательных резервов были озвучены на прошлой неделе Госсоветом КНР – органом, определяющим политику правительства. Госсовет назвал этот шаг оперативной мерой, принятой в ответ на ухудшающиеся внешние условия. Еще Госсовет сообщил об увеличении объема средств, которые будут выделены на профессионально-техническое обучение, а также на выпуск облигаций для реализации широкомасштабных инфраструктурных проектов, таких как строительство железнодорожных путей. По данным Госсовета, главной целью принимаемых мер является «усиление поддержки реальной экономики, а также малого и микробизнеса».

Сокращение нормы резервирования на половину процентного пункта, которое произошло в пятницу, в текущем году предпринимается уже в третий раз. В итоге объем резервов, которые должны обеспечить крупнейшие китайские банки, снизился до 13%. В отношении небольших по размеру банков применяются более мягкие требования по резервам.

По данным Банка международных расчетов, последний раз, когда норма обязательных резервов для крупнейших банков Китая достигала такого уровня, имел место непосредственно перед глобальным финансовым кризисом в 2008 году – в период, когда, пытаясь удержать под контролем процесс кредитования, китайский регулятор в течение двух лет 16 раз увеличивал норму резервирования. В итоге для ряда финансовых институтов эта норма возросла до 20%, что означало, что пятая часть всех вкладов должна была находиться в Центробанке. После того как экономика страны начала охлаждаться, регулятор снизил резервные требования. Снижение, которое произошло в минувшую пятницу, – уже седьмое за последние два года. «Таким образом правительство реагирует на последние неутешительные данные по темпам экономического развития и рост тарифов», – говорит Цзянь Чан, глава китайского направления в банке Barclays.

23423423423.jpg

В отличие от США, в Китае ключевые процентные ставки меняются редко. Власти КНР предпочитают контролировать денежные потоки при помощи нормы резервов и квотирования объема средств, которые банки могут направить на кредитование экономики, не используя учетные ставки, которые влияют на стоимость фондирования. Последний раз Китай понижал официальную учетную ставку в 2015 году.

Однако в последние недели китайский Центробанк установил новую ставку для первоклассных заемщиков (LPR), что, по мнению ряда аналитиков, сопоставимо со снижением ключевой ставки. Это произошло всего через несколько дней после того, как Китай позволил доллару вырасти на 7 пунктов по отношению к юаню, что также могло стать стимулом роста, помогая экспортерам противодействовать влиянию тарифов на их товары.

По словам Фань Лэй, экономиста из компании Sealand Securities, принимать меры, направленные на поддержку экономики, китайские власти вынуждает наблюдающееся с мая обострение торговых противоречий с США, а также намеченное на 1 октября празднование 70-летия КПК. «Правительству крайне необходимо активизировать усилия, направленные на стабилизацию рынка труда», – говорит он.

Несмотря на сохраняющиеся спекуляции по поводу того, что Центробанк в конечном счете пойдет на снижение учетной ставки, власти страны опасаются, что это еще больше дестабилизирует ситуацию на рынке недвижимости, поскольку и без того высокие цены на недвижимость представляют потенциальный риск как для экономики, так и для социальной стабильности.

Согласно озвученному в пятницу плану в течение ноября небольшие китайские банки также смогут воспользоваться тремя сокращениями нормы резервирования. Итого норма для них будет снижена на 1,5 п. п. и составит 6,5%. Такие «адресные» меры принимаются на фоне серьезных проблем, с которыми столкнулись мелкие банки, в результате чего за последние месяцы три из них подверглись банкротству.

В начале текущей недели Китай планировал опубликовать экономическую статистику за август, включая данные по внешней торговле, темпам промышленного производства и уровню инфляции, которые, по мнению аналитиков, должны были быть лучше итогов предыдущего месяца. Однако признаки глубинных проблем по-прежнему остаются. В частности, банк Goldman Sachs прогнозирует, что августовские данные покажут, что темпы роста импорта сократились еще больше, до минус 6%, по сравнению с предыдущим годом. В июле этот показатель составил минус 5,3%.

Аналитики S&P недавно подсчитали, что темпы экономического роста КНР в следующем десятилетии в среднем снизятся до 4,6%, но произойдет это только в том случае, если торговый конфликт достигнет мертвой точки. Если он усугубится, темпы прироста ВВП снизятся до 3,7%.

Помимо того что китайский Центробанк дал банкам возможность увеличить объемы кредитования, он также оказывает давление на местные органы власти в регионах, требуя, чтобы они определили проекты, реализация которых поможет создать новые рабочие места. Впрочем, аналитики считают, что руководители многих городов боятся того, что на них может быть возложена персональная ответственность за эти масштабные, но не слишком эффективные проекты в сфере строительства, которые в итоге могут стать причиной серьезного долгового бремени.

Кроме того, тема торгового противостояния КНР и США стала фоновой для участников Китайского форума развития на высоком уровне, где, в частности, говорилось о том, что недоверие между двумя крупнейшими экономиками мира усугубляется. «Я очень пессимистичен относительно того, что в ближайшее время может быть достигнут какой-то прогресс», – считает Джеффри Шотт, старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона.

В попытке изменить ход игры бывший вице-министр финансов КНР Чжу Гуаняо заявил, что, скорее всего, экономика США будет слабеть, тогда как китайская, наоборот, останется самой быстрорастущей в мире.


Источник  https://kursiv.kz