Казахстанские бизнесмены жалуются на высокие комиссии эквайринговых услуг. И объясняют именно этим плюсы теневого рынка, включая безналичные переводы. О том, что можно предпринять при таких обстоятельствах, поделились профильные эксперты.

Картинки по запросу картинки  эквайринговых услуг

«Мы провели переговоры с МПС и нашими банками по поводу возможности оптимизировать текущую комиссию interchange. Это была попытка анализировать ее уровень и понять насколько в рамках государства ее можно снизить для конечного потребителя», - рассказал директор департамента платежных систем Национального банка Казахстана Ерлан Ашыкбеков во время конференции «Финансовый рынок и реальный сектор экономики Казахстана» в Алматы.


Другие эксперты отметили, что interchange нужен, чтобы покрыть все текущие программы лояльности банков, включая кэшбэки.

«Но на сегодня уровень interchange в Казахстане достигает 2-3%. А его средний показатель составляет - 1,7%. То есть около 70% от эквайринговой ставки уходит банку эмитенту в виде выплаты. Мы считаем такие цифры достаточно высокими для нашего рынка. Дискуссии с казахстанскими БВУ по поводу нахождения баланса долгосрочных интересов всех участников рынка еще продолжаются», - проинформировал Ашыкбеков.

Председатель правления АО «Ситибанк Казахстан» Андрей Курилин также высказал свою точку зрения, касаясь темы interchange:

«Неважно какими удобными приложениями или POS-терминалами пользуется клиент. По-прежнему, имеет только одно значение - какому банку он доверяет свои деньги».

Однако, ряд экспертов отмечают, что высокие ставки interchange влияют на переход многих бизнесменов в «тень». В связи с этим, был поднят вопрос недавних народных дискуссий, будут ли отслеживаться онлайн-платежи казахстанцев, для выявления недобросовестных налогоплательщиков из юрлиц.

На эту тему высказался управляющий директор АО «Kaspi Bank» Сабыржан Беркинбаев:

«Формально граждане используют инструмент (популярное приложение Kaspi.kz - прим.ред.) для удобства. Министерство финансов начало эту тему, и оно же закончило. Нам лучше штраф заплатить, чем передать (третьему лицу - прим.ред.) лишний байт информации. Что бы по этому поводу не думали госслужащие».

В свою очередь управляющий директор Accenture Kazakhstan Антон Мусин напомнил аналогичный случай в соседней России.

«В Сбербанке России было похожее. Почти все там переводят деньги онлайн через банковское приложение Сбера. Но этот банк сам, без вмешательства госорганов, ввел мониторинг клиентских счетов в разрезе таких транзакций. И имея большой онлайн-оборот средств, ты всегда можешь получить предупреждение от банка об обязательстве платить налоги и перейти в статус юрлица. В их мобильном банкинге даже появилась функция самостоятельного изменения статуса, чтобы клиент без похода в налоговую смог это осуществить. И ничего страшного на рынке не случилось», - описал Мусин ситуацию с мониторингом переводов в России.

Между тем, напомним, что в отличие от Казахстана, в РФ налоговые органы имеют доступ к банковской тайне.

По словам регионального менеджера MasterCard в Армении, Беларуси и Казахстане Нины Виллемс, в случае «игры» на теневом рынке сами же клиенты остаются незащищенными. Например, не смогут вернуть товар.

«Поэтому нужны искать альтернативные способы оплаты, включаю удобные онлайн-приложения», - призвала Виллемс.

Напомним, ранее мы сообщали, что в Казахстане на банковский эквайринг, со стороны платежных систем, никакого давления не оказывается. Банки сами выбирают свою тарифную политику, поясняли эксперты.

Также минфин сначала сделал заявление, что для выявления бизнесменов, уклоняющихся от налогов, министерство планирует проверять денежные переводы казахстанцев, а затем отменило данное решение.

Источник prodengi.kz