Руководство швейцарского банка Credit Suisse 26 февраля было вынуждено оправдываться перед постоянным подкомитетом Сената США по контролю над расследованиями. Недовольство сенаторов вызвало то, что сотрудники Credit Suisse годами помогали американцам уклоняться от налогов.

Подготовленный для Сената доклад описывает множество уловок и хитростей, к которым прибегали банкиры в своей работе с американской клиентурой, чтобы обезопасить их от внимания регуляторов Соединенных Штатов. Но на этот раз изобретательность швейцарских банкиров может обернуться против них самих — в США более не намерены мириться с потерей налоговой выручки. «Лента.ру» решила посмотреть, чем именно недовольны в Вашингтоне.

 

Официально слушания 26 февраля были посвящены эффективности борьбы с уклонением от налогов в офшорных зонах, а их основным предметом была оценка действий Министерства юстиции США. Представители Credit Suisse участвовали в них в качестве свидетелей — ранее банк уже согласился признать свою ответственность за нарушение американского финансового законодательства. Оно запрещает брокерам оказание консультационных услуг без лицензии Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). В результате Credit Suisse выплатит штраф в 196 миллионов долларов.

 

Присутствие руководства швейцарского банка на слушаниях объяснялось еще и тем, что Credit Suisse с 2011 года передал Министерству юстиции США тысячи внутренних документов и сотни интервью с сотрудниками. Эти материалы должны были убедить американские власти в стремлении организации покончить с незаконными схемами, ведь в противном случае ее ждет куда более существенный штраф, чем уже наложенный SEC.

 

С юридической точки зрения, в возможном конфликте властей США и Credit Suisse обе стороны могут быть уязвимы. Соединенные Штаты, несмотря на все свое могущество, не могут закрыть иностранный банк, а сам Credit Suisse может ссылаться на жесткие (и запутанные) швейцарские законы в области защиты личных данных своих клиентов. С другой стороны, Соединенные Штаты способны лишить Credit Suisse или его посредников доступа к своему финансовому рынку, что почти наверняка будет означать для кредитного учреждения скорую смерть. Так что силы в этом противостоянии изначально неравны, и в интересах Credit Suisse быть максимально открытым с Вашингтоном.

 

Уже полученные сенаторами сведения свидетельствуют, что в банке помощь американским налоговым уклонистам осуществлялась в огромных масштабах. Из доклада следует, что в Credit Suisse находились счета 22 тысяч американцев. В 2006 году на них скопилось свыше 12 миллиардов швейцарских франков (около десяти миллиардов долларов). Сотрудники банка помогали гражданам США «минимизировать» отчисления в казну с 2001 по 2008 годы. В исследовании отмечается, что вероятные нарушения могли происходить и до этого периода. Credit Suisse даже не смог оценить, сколько его американских клиентов не декларировали свои швейцарские счета налоговым властям США.

 

Другим обстоятельством, возмутившим сенаторов, стало фактическое отсутствие последствий для тех сотрудников Credit Suisse, которые работали с гражданами США. Из 1800 человек, так или иначе занятых обслуживанием счетов американского происхождения, лишь десять получили дисциплинарные взыскания. Они заключались во внесении соответствующей записи в личное дело банкиров, а также в значительном сокращении их бонусов. Организация не уволила ни одного сотрудника, замешанного в потенциально незаконных операциях, а старший персонал и вовсе не понес никакой ответственности.

 

В исследовании содержатся и другие подробности о деятельности Credit Suisse. И если некоторые из них интересны лишь финансистам или налоговикам — например, обращение банка к офшорным компаниям, которые выступали номинальными владельцами счетов граждан США в Credit Suisse — то часть сенатского доклада напоминает отрывки из шпионского триллера.

 

Один из клиентов Credit Suisse на условиях анонимности рассказал, что во время посещения офиса кредитного учреждения в Швейцарии ему приходилось пользоваться специальным лифтом, который управлялся дистанционно. Затем клиента провожали в комнату без опознавательных знаков, выкрашенную в белый цвет. В ней он встречался со своим банкиром, они обсуждали состояние его счета, но не делали никаких письменных отметок. Клиент в конце встречи подписывал документ, предписывающий уничтожить все бумаги, просмотренные им во время совещания.

 

Чтобы избежать возможных утечек информации, Credit Suisse запрещал гражданам США вести с ним официальную переписку, в том числе и по электронной почте. Телефонные звонки также не рекомендовались — общение велось при личных встречах, причем, как правило, в Швейцарии. Для удобства клиентов в аэропорту Цюриха был даже создан специальный офис. Как следует из сенатского доклада, отделение фигурировало под названием SIOA5. Его «американское» подразделение функционировало с 2006 по 2009 годы, причем к 2008 году его клиентами стали 9,4 тысячи граждан США — больше, чем у любого другого офиса в стране. На счетах в нем хранилось до 1,1 миллиарда франков.

 

В том случае, если встречи клиентов с банкирами происходили на территории Соединенных Штатов, сотрудники Credit Suise прибегали к конспирации. В исследовании приводится пример, когда банкир передал клиенту информацию, вложенную в журнал Sports Illustrated. Особые предосторожности во время переговоров в США были необходимы, потому что персоналу Credit Suisse без лицензии американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) запрещалось привлекать граждан США в качестве клиентов или консультировать их по поводу ценных бумаг. Это правило неоднократно нарушалось.

Комментируя сенатский доклад, глава Credit Suisse Брейди Дуган (Brady Dougan) признал ответственность за противоправные действия своих подчиненных. Но, по его словам, инструкции нарушала группа из 15-20 сотрудников подразделения по доверительному управлению капиталом (private-banking), а руководство не было осведомлено о масштабах проблем. Законодатели скептично восприняли заявления финансиста. В частности, сенатор-республиканец от Аризоны Джон Маккейн ответил: «Хм, если вы в это верите, то у меня в Аризоне есть дом на берегу моря».

 

Когда чужой пример не стал наукой

При всей изощренности схем Credit Suisse они были не так уж и оригинальны. Примерно в то же время — в начале 2000-х годов — к аналогичным приемам прибегал банк UBS. В итоге он также стал фигурантом расследования сенатского комитета. Американские законодатели не обнаружили у банка тайных лифтов, зато в их докладе содержатся подробности психологических и юридических тренингов для сотрудников UBS, на которых учили, как вести себя при конфликте с таможенниками или сотрудниками правоохранительных органов США. Кроме того, в крупнейшем швейцарском банке использовали ноутбуки с шифровальным ПО, которое, по словам сотрудников UBS, могло бы выдержать самую серьезную проверку со стороны властей.

 

Распространенной практикой было ведение закодированного письменного (без помощи ПК) учета встреч с гражданами Соединенных Штатов. В UBS тщательно следили за тем, чтобы их взаимодействие с американской клиентурой оставляло минимальное количество документальных свидетельств. Известны случаи, когда американцы платили по 500 франков в год за то, что отчетность по их вложениям распечатывалась и уничтожалась в их присутствии.

 

Как и в случае с Credit Suisse, в UBS привлекали клиентов во время мероприятий для состоятельных лиц. Собранные для сенаторов США сведения показывают, что действия UBS были довольно откровенными. Банкирам рекомендовалось при встречах с состоятельной клиентурой представляться, сообщать, что они работают на швейцарскую финансовую организацию и занимаются «открытием счетов». Последняя фраза служила неприкрытым намеком, что с помощью счета в банке можно основать и новую компанию. Американские сенаторы посчитали, что таким образом потенциальному клиенту предлагалось скрыть часть его средств от налогообложения.

 

Пока что судьба Credit Suisse неизвестна — расследование Министерства юстиции США еще не завершено. Но можно вспомнить, что в 2009 году на UBS за аналогичные проступки был наложен штраф на сумму в 780 миллионов долларов, не считая выплат 200 миллионов долларов в пользу SEC за оказание финуслуг без лицензии. «Выжить» UBS помог его размер — банк изыскал внутренние резервы, чтобы рассчитаться с властями США, а затем был признан швейцарским правительством «слишком большим для банкротства».

 

В другом случае, когда правительство США ловило пособников налоговым уклонистам, наказание оказалось более суровым. В начале 2013 года закрылся швейцарский банк Wegelin, который считался старейшим в стране. Учреждение признало, что на протяжении с 2001 по 2011 годы оно укрывало от налогов 1,2 миллиарда долларов средств своих американских клиентов. Примечательно, что часть клиентов Wegelin, разместивших в нем свои средства, ранее сотрудничали с UBS, но были вынуждены покинуть банк после его соглашения с властями США. Наложенный на Wegelin штраф был относительно невелик — «лишь» 54 миллиона долларов, но репутационные потери оказались невосполнимыми.

 

В деле Wegelin важно вот еще какое обстоятельство: в своих показаниях банкиры отметили, что действовали согласно швейцарскому законодательству и в рамках сложившихся этики и принципов работы. Подобное признание, по мнению специалистов, компрометировало всю финансовую отрасль страны и могло служить основанием для дальнейших проверок швейцарских банков как со стороны Соединенных Штатов, так и властей других государств.

 

В частности, власти Франции летом прошлого года начали расследование в отношении UBS по подозрению в помощи состоятельным гражданам в уходе от налогов. Следственные действия начались после получения регуляторами анонимного послания от бывшего сотрудника учреждения.

 

Оказалось, что банкиры UBS, возможно, посещали мероприятия для состоятельных французов, где предлагали свои услуги, — а это на территории страны запрещено. Кроме того, UBS открывал для своих клиентов счета в Швейцарии, которые затем не декларировались на территории Франции. Для французов следствие в отношении UBS важно и по политическим причинам. Бывший министр бюджета Жером Каюзак весной прошлого года был вынужден подать в отставку после того, как его заподозрили во владении секретным счетом. После своего ухода с министерского поста Каюзак признал его существование. Особую остроту этому скандалу придавало то, что чиновник был инициатором кампании против налоговых уклонистов и входил в социалистическое правительство, которое крайне негативно относилось к любым попыткам «минимизировать» налогообложение.

 

США и другие государства усилили борьбу с сокрытием налогов после финансового кризиса 2008 года. Сейчас все ведущие международные организации, в том числе Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), «Большая двадцатка», «Большая восьмерка», МВФ и Всемирный банк призывают к максимальной открытости финансовой системы, которая не позволит частным лицам и компаниям скрывать средства в «налоговых гаванях».

 

Гнев общественности против финансистов легко понять, ведь это именно их чаще всего обвиняют в серьезном спаде экономики в конце 2000-х годов. Кроме того, они затем получили многомиллиардную помощь от различных государств. Поддержка налоговых уклонистов может серьезно ухудшить имидж крупных банков, в том числе и швейцарских. В этих условиях власти различных стран, и прежде всего США, получили поддержку общественного мнения для более жесткого контроля над финансовым сектором по всему миру.

 

Похоже, что процветание финансовой отрасли Швейцарии уже не может покоиться на знаменитом принципе банковской тайны. Кредитные учреждения должны адаптироваться к новым реалиям, и у них не получится усидеть на двух стульях, чтобы и угодить могущественным государствам, и сохранить привычные для клиентов гарантии секретности. Как отметили в BBC News, сейчас перед Швейцарией стоит следующий выбор: отказаться от секретности или от своих банков. Сделать этот выбор будет тем проще, что доклады для Сената США уже раскрыли едва ли не все тайны местных финансистов.

 

Александр Ратников