Большие деньги требуют большой изобретательности. 17,5 млрд тенге пенсионных денег прошли через сложную и путанную схему, прежде чем исчезли в неизвестном направлении.
Как именно увели 17,5 млрд
27 ноября газета «Литер» опубликовала расследование, как два года назад в Петропавловске бесследно исчезли деньги ЕНПФ.
17,5 млрд тенге прошли по целой цепочке компаний и в итоге бесследно исчезли. Сначала ЕНПФ перечислил эту сумму акционерному обществу «Банк развития Казахстана». Банк перечислил деньги дочерней компании «БРК-Лизинг». Та, в свою очередь, перевела их на счета завода «ЗИКСТО». В финале «ЗИКСТО» разделил миллиарды и отправил их в три разных ТОО:
ТОО «R.W.S. Wheelset»,
ТОО «ТрансКомплектДеталь»,
ТОО «Проммашкомплект» — учредителем этой компании является ТОО «Railways Technologies & Services», владелец которого Даулет Титович Сыздыков. Мы можем ошибаться, но возможно, речь идет о сыне экс-депутата мажилиса парламента РК Тито Сыздыкова. Который, в свою очередь, с 22 июля 2015 года по февраля 2019 был членом совета директоров нацкомпании «Казахстан темир жолы».
Цель у всей этой комбинации была благая — производство железнодорожных платформ и грузовых вагонов. Однако вагонов никто не получил. А сами деньги исчезли после финальной комбинации, руководил которой прежний директор завода «ЗИКСТО», гражданин России Сергей Непомнящий. Именно он выделил миллиарды трем ТОО, которые не исполнили своих обязательств, а пенсионные деньги не вернули. Этот факт вскрылся после аудиторской проверки, которую провела новая команда топ-менеджеров завода «ЗИКСТО».
Реакция ЕНПФ
После обнародования этих фактов Общественный совет при ЕНПФ запросил по пропавшим 17,5 млрд тенге. В Пенсионном фонде информацию подтвердили и даже озвучили детали сделки:
«В августе 2016 года за счет пенсионных активов на рыночных условиях были приобретены облигации АО «Банк развития Казахстана» (ISIN KZ2C00003648) на сумму 17,5 млрд тенге со сроком обращения 10 лет и доходностью 14% годовых. Ежегодно данный эмитент выплачивает купонное вознаграждение по облигациям на сумму 2,03 млрд тенге (выплата 2 раза в год)».
Вот это деталь!
То есть банк деньги занял, потом отдал другим и фактически потерял, но при этом честно платит проценты по пропавшим миллиардам!
При этом ЕНПФ объясняет, почему решился отдать 17,5 млрд БРК:
АО «Банк развития Казахстана» является надежным заемщиком на рынке ценных бумаг. Имеет высокие кредитные оценки от международных рейтинговых агентств. Кредитный рейтинг данного эмитента от рейтинговых агентств Fitch и Moody’s находится на уровне «ВВВ-» и «Ваа3» соответственно, что соответствует суверенному рейтингу Казахстана. Таким образом, обязательства по указанным облигациям перед ЕНПФ непосредственно несет АО «Банк развития Казахстана», а не АО «БРК-Лизинг», АО «ЗИКСТО завод им. Кирова» или ТОО «ВагонСтройМенеджмент».
То есть от этой истории с вагонами в Петропавловске интересы вкладчиков ЕНПФ не пострадают. Но кто-то же должен залатать эту дыру в бюджете Банка развития Казахстана?
В чьих карманах осели деньги?
Банк до сих пор публично не отреагировал на новость о пропаже денег. Хотя выделил их на развитие железнодорожной отрасли через свою «дочку» — АО «БРК-Лизинг». Между тем пропажа денег случилась аж два года назад.
Попробуем разобраться, кто причастен к этой комбинации. Финальное решение о переводе денег принимал завод АО «ЗИКСТО». Его учредителями являются:
нацкомпания «Казахстан инжиниринг» (42,5% акций),
ТОО «ПремиумВагонКомплект» (контрольный пакет в 54% акций) и
4,7 тыс. работников завода.
Конечно, учредители не должны вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия.
Но «ЗИКСТО» — не простой завод. Кроме производства паровозов он занимается производством оружия и боеприпасов
Так что пускать на самотек его деятельность нацкомпания-учредитель явно не должна была.
Выглядит очень странным, что в таком гигантском производственном комплексе голосующий пакет акций достался малоизвестному ТОО с одним-единственным учредителем из Экибастуза. ТОО «ПремиумВагонКомплект» создано в июле 2015 года, 16 октября 2019 прошло перерегистрацию. Учредитель и директор — Андрей Дуоба, лицо совершенно непубличное и неизвестное поисковикам.
Замешан сын депутата?
История с деньгами ЕНПФ, которые через семь (а может быть и больше) рукопожатий канули в воду, далека от развязки. И здесь были бы уместны разъяснения от АО «Банк развития Казахстана» и АО «БРК-Лизинг» — например, об уровне контроля за использованием выделенных средств и возможных вариантах возврата этих денег. Редакция готова предоставить возможность ответить на эти вопросы.
Источник 365info.kz