Швейцария дала "последний залп" в глобальной валютной войне в уходящем году. На фоне обвала российского рубля и других мировых валют, швейцарский франк стал стремительно укрепляться, подрывая рост экономики страны. В результате Национальный банк Швейцарии были вынужден ввести отрицательную процентную ставку по депозитам. Ставка по бессрочным вкладам коммерческих банков в ЦБ составит минус 0,25%. Такая мера также направлена то, чтобы предотвратить приток средств инвесторов, пытающихся найти "тихую гавань" для своих средств.

 

ЦБ страны уже несколько лет борется с укреплением валюты. Очевидно, что проблема не уходит. Богатые по-прежнему пытаются сохранить свои деньги и совершенно логично пытаются вложить их в банки, известные своей надежностью. Кроме того, за последние годы в разных странах было напечатано огромное количество свежих денег, поэтому нет ничего удивительного в том, что спрос на швейцарскую валюту неуклонно растет.

 

Такие действия Центробанка Швейцарии свидетельствуют о быстроменяющейся ситуации на мировом валютном рынке. Как отмечает колумнист американского издания Market Watch Брэт Арендс, если еще совсем недавно мир "привыкал" к нулевой ставке по депозитам, то теперь вынужден подстраиваться под новую реальность – отрицательную ставку.

 

А если еще вспомнить о том, что мировые Центробанки сейчас активно прибегают к помощи нестандартных монетарных мер и реализуют различные программы стимулирования экономики, то можно ожидать, что "сюрпризов" будет еще много.

 

Швейцарцы пытаются защищаться от "валютный атак" еще с 2011 года, когда долговой кризис в Европе спровоцировал резкий приток вкладов в банковскую систему страны из стран еврозоны, что спровоцировало ослабление евро к франку. В результате швейцарский регулятор был вынужден "привязать" курс франка к евро у значения 1,2, иначе экспортная активность страны постепенно бы стала снижаться.

 

Однако, в 2014 году глобальная валютные война перешла в активную фазу, самым драматичным событием стало падение рубля к доллару США более чем на 50%. Однако, это событие хоть и привлекло к себе внимание, но его последствия на мировом рынке не столь заметны по сравнению с ослаблением иены, которая ослабла на 25% на торгово-взвешенной основе за последние два года. Причем только за последние несколько месяцев курс иены упал на 20% по отношению к доллару.

 

"Японская валюта настолько подешевела, что приобрести новый iPhone в Токио и отправить в США будет дешевле, чем покупать непосредственно в США", - отмечает Брэт Арендс.

 

И это не случайность, дело в том, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ пытается оживить экономику страны с помощью стимулирующих мер – запуска "печатного станка". В результате, в Японии наблюдается довольно серьезное улучшение конкурентоспособности и активизации производителей, ориентированных на экспорт.

 

История вопроса

 

Недавнее решение Банка Японии увеличить объем своего количественного смягчения — это сигнал, что очередной раунд валютных войн может идти полным ходом. Усилия Банка Японии, ослабив иену, разорить соседа - подход, который вызывал политические реакции во всей Азии и во всем мире.

 

Центральные банки Китая, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Таиланда, опасаясь потерять конкурентоспособность по отношению к Японии, смягчили свои денежно-кредитные политики – или в скором времени смягчат еще больше. Европейский центральный банк и центральные банки Швейцарии, Швеции, Норвегии, а также банки в нескольких странах Центральной Европы, возможно, воспользуются количественным смягчением или используют другие нетрадиционные меры, чтобы не допустить роста своих валют.

 

Со столь резким ослаблением иены пытаются бороться все страны, Европейский союз, экономика которого и так на грани рецессии, пытается не допустить наращивания экспортного преимущества Японии, однако пока безуспешно. С аналогичной проблемой сталкивается и Китай. Дешевый юань был краеугольным камнем китайской промышленной революции. Но национальная валюта Китая выросла примерно на 20% в течение последних четырех лет на торгово-взвешенной основе, в частности, из-за ослабления иены. Две крупнейшие экономики Азии готовятся к завершающему этапу валютной войны, который пройдет уже в 2015 году. И как считают эксперты, это еще один риск для глобальной экономики, так как потерять контроль над валютным рынком в пылу битвы – очень просто.

 

 

Источник: vestifinance.ru