Когда в 1997 г. Европейский союз провел свой первый саммит по экономическому росту и занятости, уровень безработицы во всем ЕС составлял 11%. Осенью прошлого года, после проведения еще одного, оказалось, что изменилось совсем немногое. Безработица составила 11,5% в сравнении с низким уровнем в 6,8% в I квартале 2008 г.

 

Если ЕС стремится сдержать свое обещание "мира и процветания", его лидерам предстоит найти способы по созданию возможностей для большего числа своих граждан.

 

Уровень безработицы среди молодежи вызывает особенно серьезное беспокойство, даже в странах, где остальные виды занятости показывают положительные результаты; в странах с худшими условиями на рынке труда он является потенциальным источником социально-политической нестабильности.

 

Наличие работы связано не только с уровнем доходов, но и с чувством собственного достоинства, социальной интеграцией и социальным статусом. У человека, находящегося вне рынка труда, повышается риск бедности и плохого здоровья, и чем дольше он не трудоустроен, тем меньше шансов на его возвращение на рынок труда, что означает бесполезную трату образования и навыков и оказывает негативное воздействие на экономику стран.

 

Безусловно, некоторые страны ЕС смогли пережить кризис достаточно хорошо. Согласно новому рейтингу социальной справедливости, который определяется в рамках проекта индикаторов устойчивого управления (SGI) Фонда Bertelsmann, Австрия, Дания и Германия возглавляют рейтинги по доступности рынка труда, а за ними следуют Швеция и Финляндия. Однако даже в этих странах существуют возможности для совершенствования. Дания, например, служила в качестве модели для реформы рынка труда. Однако с начала кризиса евро безработица выросла с 3,5% в 2008 г. до 6,4% в ноябре 2014 г.

 

Германия существенно сократила безработицу за последнее десятилетие, даже во время экономического кризиса. После нескольких лет высокой и долговременной структурной безработицы начиная с 2003 г. страна провела ряд реформ, в том числе и на рынке труда, превратив свою экономику в одну из лучших в ЕС.

 

Немецкая система профессионального обучения смогла дать необходимый уровень знаний, отвечающий требованиям своих фирм, тем самым способствуя низкому уровню безработицы среди молодежи. Однако по-прежнему остается беспокоящий фактор: появление двойного рынка труда, в котором низкооплачиваемым и временным рабочим сложно перейти из неадекватных условий работы к основному рынку труда.

 

Как отмечает менеджер немецкого фонда Bertelsmann Stiftung Даниэль Шраад-Тишлер, двойные рынки труда являются проблемой для всей территории ЕС. Австрия, согласно исследованию SGI, справляется с данной проблемой лучше всех: только 8,1% опрошенных временных сотрудников выбрали такой график работы, потому что не смогли найти постоянную работу. Германия занимает отдаленное второе место: там 21% опрошенных предпочли бы получить постоянную работу. В кризисной Южной Европе дела обстоят еще хуже. В Испании и на Кипре более 90% людей на временных должностях не могут найти постоянную работу.

 

Еще одна проблема для лидирующих Германии и Австрии заключается в том, что у определенных групп населения нет возможности получить образование, что способствует отсутствию возможностей и мобильности на рынке труда. В Австрии дети разделяются по отдельным ветвям образования с четвертого класса. В результате их дальнейшее образование "высечено в камне" с ранних лет.

 

Социальный статус родителей зачастую определяет возможность доступа их детей к высшему образованию. Дети родителей с высоким уровнем доходов и родителей, работающих в высших учебных заведениях, имеют гораздо большие шансы на окончание университета. В Германии возможность получения образования для детей из семей иммигрантов с низким уровнем дохода ниже, чем во многих других экономически развитых странах.

 

Условия рынка труда для иммигрантов являются хлопотной проблемой в Скандинавских странах, которые в противном случае хорошо бы проявляли себя в обеспечении доступа к занятости. В Дании "незападные" иммигранты подвержены большему уровню безработицы и более низким показателям в образовательных достижениях. Аналогичным образом, несмотря на в целом отличные показатели Швеции по отсутствию дискриминации, иммигрантам сложно интегрироваться в шведское общество, и на рынке труда они оказываются в худшем положении, чем коренные шведы.

 

Кроме того, хотя в Швеции один из самых высоких уровней занятости в ЕС, она не смогла решить свою давнюю проблему безработицы среди молодежи, которая в настоящее время составляет 23%. В Испании и Греции уровень безработицы среди молодежи превышает 50%, и ситуация ненамного лучше в пострадавших от кризиса Португалии, Кипре, Италии и Хорватии. В ЕС в целом уровень безработицы среди молодежи в ноябре составил удручающие 21,9%. Согласно одному исследованию это ежегодно обходится ЕС в 150 млрд евро ($183 млрд) в виде потерянной заработной платы и расходов в дополнение к трудностям, с которыми сталкиваются множество молодых людей, которые не могут найти работу.

 

В феврале 2013 г. лидеры ЕС запустили инициативу, направленную на обеспечение занятости молодежи, с бюджетом в 6 млрд евро, чтобы помочь с решением проблемы. Однако в июне 2014 г. канцлер Германии Ангела Меркель отметила, что эта инициатива до сих пор является провальной. Последний саммит ЕС по вопросам занятости не принес хороших новых идей.

 

ЕС заявил, что молодые люди не должны оставаться без работы или образования на протяжении более чем четырех месяцев, однако никакого реального прогресса в этом направлении не отмечено. Если новый подход вскоре не примут, многие безработные молодые люди в Европе рискуют стать потерянным поколением.

 

 

Источник: Вести Экономики