Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС. Объем пула для поддержания платежных балансов участников союза государств составит $100 млрд. Наибольший вклад - $41 млрд вносит Китай, самый маленький ЮАР - $5 млрд. Бразилия, Индия и Россия предоставят по $18 млрд. Каждая из сторон может в любой момент обратиться с просьбой о предоставлении денежных ресурсов. Сумма такой помощи определяется для каждой стороны в соответствии с индивидуальным коэффициентом. Для Китая мультипликатор к сумме взноса установлен в размере 0,5 — это позволяет стране получить до половины своего вклада в пул. Мультипликатор для ЮАР — 2,0, то есть страна может получить в два раза больше, чем вложила. Для Бразилии, России и Индии мультипликатор — 1,0.
Конечно, суммы взносов и потенциальной поддержки невелики, международному статусу американского доллара, Мирового Банка и МВФ пока ничего не угрожает. Однако сам факт создания альтернативной финансовой модели является знаковым событием, которое будет иметь существенное значение в долгосрочной перспективе. Фактически это попытка создать альтернативную Западу финансовую систему, причем на принципах взаимоуважения всех партнеров - через систему МВФ и Мирового Банка. Запад всегда кредитовал страны, которые оказались в кризисе или проводили рыночные реформы, прежде всего в своих интересах. Кредиты необязательно имели политические условия, но программа реформ всегда в первую очередь представляла интересы глобальных западных корпораций, а не национальных экономик. Именно поэтому реформы МВФ во многих странах потерпели крах. Для России это произошло в августе 1998 года, когда страна объявила дефолт по внутреннему долгу, курс рубля упал в 2,5 раза, а фондовый рынок достиг нулевых отметок.
С нашей точки зрения, глобальная экономика принципиально изменится через 20-30 лет. Доллар США потеряет статус единственной резервной валюты. Мир распадется на несколько валютных зон – Северная Америка (Канада, США, Мексика), Южная Америка (центр – Бразилия), зона евро, евразийская валютная зона (Белоруссия, Россия, Казахстан) и азиатская валютная зона (центр – Китай). В последнюю, вероятно, войдут все основные азиатские экономики, кроме Индии и Японии. Индия скорее всего захочет сохранить самостоятельность, а Япония традиционно находится в фарватере политики США.
Процесс создания валютных зон и нескольких центров силы не быстрый. Но новую финансовую архитектуру страны БРИКС формируют уже сейчас.
Источник: Forbes.kz